Как и у большинства людей старшего поколения, у Татьяны Ивановны Добышевой из села Пригорское позади большой и трудный жизненный путь. Этой простой русской женщине выпала доля пройти сквозь все тяготы военных и послевоенных лет. Не измерить тот вклад, который она внесла в восстановление и развитие нашего района. Сейчас, на склоне лет, ей есть что вспомнить, что рассказать и чем гордиться…

Нынешний февраль стал для Т.И. Добышевой юбилейным: 85 лет – не шутка. Но, несмотря на почтенный возраст, наша землячка и сегодня полна оптимизма, любви к людям и жизни и готовности поделиться своими воспоминаниями.

Родилась героиня нашего рассказа 6 февраля 1937 года в д. Зарубинки Касплянского района в крестьянской семье Ивана Ильича и Екатерины Федоровны Кривцовых. Дочку-первенца назвали в честь бабушки по отцовской линии, которая умерла в 21 год. Потом вслед за Татьяной в семье родились еще четверо детей.

Отец трудился бригадиром, мать смотрела за домом и растила детей, и главной ее помощницей была маленькая Танюша. Жили хоть и небогато, но дружно. Свое хозяйство обеспечивало семью всем необходимым, а добрые отношения помогали преодолевать все трудности.

Первые воспоминания

– Наша деревня была большой и очень красивой, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Здесь были свой кирпичный завод, семилетняя школа, магазин, даже церковь, которая действует и сейчас. Детей и молодежи было много, жизнь кипела.

– Мои первые воспоминания связаны не с детскими играми, а с работой, и работа эта была в радость, – продолжает она. – Лет с десяти на лошади самостоятельно возила сено. Помню, как-то лошадь захотела пить и потянулась к копани (так мы называли искусственный водоем). Животное наклонилось к воде, и я, не удержавшись, перелетела через его голову. Было больно и обидно, но я не плакала, как-то не принято было у нас жаловаться. А потому утерла слезы, уцепилась за поводок лошади и вместе с ней вышла из воды.

Потом была война

– Начало войны я помню плохо, – говорит она. – Все кругом плакали и мама тоже. Отец ушел на фронт. Мама сохранила нас всех.

Чтобы выжить в те далекие, страшные годы лихолетья, местному люду приходилось идти на разного рода ухищрения: собирали на полях гнилую картошку, конский щавель и другие травы. Перемолов все на жерновах, пекли лепешки. Топили печку лозой, ветками, кореньями и даже бурьяном, который срезали серпом на полях.

С огромной теплотой Татьяна Ивановна вспоминает своих дедушек. Дед Федор Боговой был глубоко верующим человеком, его жизненная мудрость и советы стали критерием оценки людей и событий для потомков. К отцу мамы Федору Варфоломеевичу шла за помощью вся деревня и вся деревня скорбела, когда он ушел из жизни, настолько это был добрый и открытый человек. Он умел абсолютно все: подшивал валенки, шил бурки на швейной машинке «Зингер», знал как и косу отбить, и грабли сделать, и инструмент наточить…

Мирная жизнь

Конец войны отмечали всей деревней. Устроили гулянье с песнями и танцами. И пусть не было на столах разносолов, и слезы радости тех, кто дождался с фронта своих героев, перемешались со слезами вдов, праздник был один на всех, самый дорогой и долгожданный.

Вернулся домой отец Татьяны, и вновь Кривцовы зажили семьей.

Первые послевоенные годы были трудными, не хватало еды, нечего было надеть. Но и тут помогала крестьянская смекалка.

– Вокруг Касплянского района было множество болот, в которых оставались сбитые врагом самолеты, – вздыхает Т.И. Добышева. – Мы находили парашюты, отмачивали их в сыворотке и шили платья. Молодость дается один раз, и нам так хотелось быть красивыми даже в это полуголодное послевоенное время.

Татьяна Ивановна – человек очень позитивный, умеющий видеть хорошее буквально во всем. Она с упоением рассказывала, как ее семья трудилась в колхозе, успевала справляться с личным подворьем, ухаживать за скотом, обрабатывать сорок соток земли и заниматься рукоделием. Никто не роптал, деревня жила по давно установленным законам, где было принято помогать ближнему, делиться с соседом, почитать старших, отмечать вместе Пасху и Рождество.

В 60-е в районе провели электричество и радио, и жить стало еще интереснее. Татьяна окончила школу и поступила в библиотечный техникум в Москве. Вернулась домой и пришла работать заведующей клубом в д. Стрыги.

Здесь она нашла и свое женское счастье. Муж Станислав Николаевич работал агрономом. В молодой семье родились дочь и сын.

– Вместе с мужем мы решили получать высшее образование в Великих Луках, – продолжает Татьяна Ивановна свой рассказ. – Я поступила в педагогический институт, муж – в сельскохозяйственный. О городе и его людях у меня остались самые светлые воспоминания.

Пригорское стало родным

Некоторое время Добышевы жили в Демидовском районе, а в начале 70-х обосновались в Пригорском. Станислав Николаевич работал главным инженером Талашкинской птицефабрики. Татьяна Ивановна открыла здесь библиотеку и совмещала общественную нагрузку – была секретарем комсомольской организации предприятия.

– Библиотека находилась в одном здании с фабричной столовой, – поясняет она, – и люди, приходя пообедать, брали для прочтения книги. Моими читателями были и школьники, специально для них я завезла классические произведения, которые входили в школьную программу.

Некоторое время Татьяна Ивановна трудилась в областном управлении газового хозяйства инженером по научной организации труда и научно-технической информации. А потом вернулась на птицефабрику, где много лет отработала лаборантом в ветеринарной службе.

Для души

Татьяна Ивановна – одна из тех, кто стоял у истоков создания художественной самодеятельности в Пригорском. 52 года она является бессменным участником нескольких коллективов. Сегодня поет в хоре «Пригорские напевы» и ансамбле «Рябинушка», посещает клуб ветеранов Талашкинской птицефабрики «Подвиг». В числе ее любимых песен: «Ой, на горе…», «Шел казак на побывку домой», «Ой, тетушка Ульяна». А еще она пишет стихи-посвящения родным и друзьям к торжественным датам.

– Не забыть, как собирались мы на репетиции, как выступали перед земляками, – улыбается Татьяна Добышева. – Это встречи – бесценная часть жизни каждого из нас, ведь без общения человек не может. Я и сейчас не спеша, с палочкой, хожу в Дом культуры. Он очень дорог мне, ведь мы его вместе строили, а потом вкладывали сердце и душу. У меня даже есть здесь свой стул (улыбается).

Друзья отзываются о нашей героине, как о человеке редких качеств, которых не так много рядом. Она умеет поддержать, зарядить позитивом.

Ее богатство

– Я счастливый человек и вполне довольна своей жизнью, – считает Татьяна Ивановна. – У меня замечательная дочь Лилия, которая заботится обо мне. Мое главное богатство – во внуках и правнуках, а их у меня восемь. Внук Илья Степаньков – наша особая гордость, он служит мичманом береговой охраны на военном корабле в Мурманске.

– О чем я мечтаю? – повторяет мой вопрос юбилярша. И, ни минуты не задумываясь, отвечает: «Чтобы дети, внуки и правнуки были здоровы, чтобы подольше прожить в коллективе, без которого нет полноценной жизни, чтобы не было войны».

С юбилеем Вас, уважаемая Татьяна Ивановна. Пусть все Ваши мечты и желания сбудутся.

Елена ТРУФАНОВА