Как и чем живет колония-поселение №7

Уже стало привычным упоминание о том, что Смоленский район по преимуществу сельскохозяйственный. Действительно, основу экономики муниципального образования составляет агропромышленный комплекс – здесь и общества с ограниченной ответственностью, и крестьянские (фермерские) хозяйства и производственно-перерабатывающие кооперативы. Но среди всего этого разнообразия форм хозяйствования на земле с целью получения продуктов питания: молока, мяса, овощей, есть одна особенная сельскохозяйственная организация – колония-поселение №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, расположенная в деревне Верховье Новосельского сельского поселения.

Изначально там, где сегодня находится колония-поселение № 7, располагалось опытно-производственное хозяйство (ОПХ) Всесоюзной сельскохозяйственной академии. Но, не выдержав экономических трудностей девяностых годов прошлого века, агропредприятие перестало существовать. В те же годы исправительные учреждения по всей России и в Смоленской области, в частности, испытывали серьезные трудности в обеспечении продовольствием. В итоге в 1997 году встал вопрос о создании на территории региона специального учреждения сельскохозяйственного типа. Именно на базе бывшего ОПХ «Верховье» в 2001 году и была организована колония-поселение №7, которая как раз и стала специализироваться на производстве сельскохозяйственной продукции.

– В целом отличительной чертой любой колонии-поселения является то, что здесь, в отличие от исправительных колоний, заключенные находятся не под охраной, а под надзором, и имеют право трудиться за пределами территории учреждения, – рассказывает начальник колонии №7 подполковник внутренней службы Владимир Анатольевич Никифоров. – В нашем случае, поскольку колония сельскохозяйственная, то речь идет о полевых работах во время посевной, ухода за посевами и уборочной. Помимо этого, заключенные седьмой колонии работают на так называемых контрагентских объектах: на пилораме, которая расположена здесь недалеко, и в Смоленске – на обувной фабрике и фанерном заводе.

– Что представляет из себя сельскохозяйственное производство колонии-поселения №7?

– В 2021 году наши посевные площади составляли 170 гектаров, где мы высаживали картофель, капусту, морковь, свеклу, кабачки, овес, ячмень. В закрытом грунте – в трех теплицах мы выращиваем огурцы. Согласно заключенным контрактам из урожая прошлого года мы в подразделения УФСИН по Смоленской области поставили 25 тонн свеклы, 25 тонн моркови и, тем самым, полностью закрыли их потребности в этих видах овощей. Картофеля поставили 200 тонн. И впервые в практике мы поставили овощную продукцию для подразделений УФСИН России по Костромской области.

В этом году мы планируем увеличить посевные площади под картофель в два раза, что, по нашим расчетам, позволит собрать и в два раза больший урожай – 400 тонн. А это в свою очередь даст возможность полностью закрыть потребность в этом виде сельскохозяйственной продукции для наших подразделений. В целом же посевные площади будут увеличены на 50 гектаров – со 170-ти до 220-ти. Из них мы планируем засадить 40 гектаров картофелем, 3 гектара – капустой, 3 гектара – морковью, 3 гектара – свеклой и 1 гектар – кабачками.

На территории колонии-поселения есть ферма, в которой содержатся 197 голов крупного рогатого скота, что позволяет снабжать наши подразделения мясом и молоком.

В качестве фуража мы выращивали овес, а в этом году планируем сеять еще и ячмень, а для приготовления силоса дополнительно высадим такую культуру, как амарант. В прошлом году колония-поселение заготовила 800 тонн силоса и 650 тонн сена.

– Владимир Анатольевич, кто те люди, которые отбывают здесь наказание?

– В настоящее время у нас отбывают наказание осужденные, которым, согласно статье 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, за хорошее поведение был изменен вид исправительного учреждения с более строгого на более мягкий. То есть изначально эти люди за совершение тех или иных преступлений, в зависимости от их тяжести, были осуждены к отбыванию наказания в колониях строго или общего режима, а за соблюдение режима отбывания наказания и добросовестное отношение к труду уже во время нахождения в исправительном учреждении они по решению суда, куда подают соответствующее ходатайство, переводятся в колонию-поселение.

А из каких регионов осужденные?

– Еще года три назад к нам направляли осужденных из Москвы и Московской области. В основном это были граждане государств Средней Азии, как правило, отбывавшие наказание за незаконный оборот наркотиков. Сейчас такого нет. В настоящее время в колонии-поселении, при лимите 115 человек, содержится ровно 80 осужденных. Все они жители Смоленской области и Тверской области, где нет аналогичного нашему исправительного учреждения.

– Владимир Анатольевич, вы сказали, что посевные площади составляли 170 гектаров, а в этом году они будут увеличены еще на 50 гектаров, но такие пространства колючей проволокой не огородишь, автоматчиками не оцепишь, а люди, которые находятся в колонии, изначально были осуждены за серьезные преступления. Как осуществляется их охрана, когда они находятся, что называется, в поле?

– Я уже отметил, что особенность колонии-поселения именно в том и заключается, что здесь люди находятся не под охраной, как в колониях с установленным режимом содержания – строгим или общим, а под надзором. Вывод осужденных к месту проведения работ и надзор осуществляется одним сотрудником. И за последние года два у нас не было ни одного случая уклонения от отбывания наказания или самовольного ухода с места проведения работ. Осужденные, попав сюда с более строгих режимов, прекрасно понимают, чем может обернуться для них серьезное нарушение дисциплины: их просто вернут обратно в режимную колонию и ни о каком досрочном освобождении за хорошее поведение и добросовестный труд речи уже идти не будет.

– Вопрос, ставший за последние два года уже традиционным, как пандемия коронавируса сказалась на работе колонии-поселения №7?

– Что касается производства сельскохозяйственной продукции, то здесь никаких изменений не произошло. Никаких ограничений на работу в поле для аграрных предприятий всех форм собственности наложено не было. И осужденные как трудились, так и трудятся, как выращивали овощную продукцию, так и продолжают выращивать. Другое дело – организация распорядка жизни самой колонии-поселения. Здесь действительно произошли изменения. В настоящее время, согласно постановлению Главного санитарного врача ФСИН России во всех учреждениях ведомства установлен карантин. Это значит, что отменены все свидания с родственниками и общение возможно только по телефону или по переписке. Единственное исключение – право на краткосрочные свидания с осужденными, но при условии строгого соблюдения всех санитарно-эпидемиологических требований, имеют адвокаты.

– Владимир Анатольевич, у колонии-поселения №7 узкоспециализированный вид деятельности и, наверняка, хотелось бы, чтобы люди, сюда направляемые отбывать наказание, уже имели навыки сельскохозяйственного труда. И как в этом случае решается кадровая проблема?

– У нас практикуется непосредственно выезд в другие колонии сотрудников учреждения для подбора осужденных узких специальностей, которые нам необходимы, тех же трактористов или осужденных, которые ранее были связаны с животноводством. Наши сотрудники выезжают в подразделения и осуществляют подбор данной категории осужденных: изучают личные дела, знакомятся с тем, как осужденный характеризуется, прикидывают возможности – ведь как суд решит, никто до конца не знает, будет ли обращение осужденного в суд о смягчении режима наказания удовлетворено. И соответственно уже проводят в колонии беседы с осужденными до того момента, как они обращаются в суд. И таким образом мы подбираем осужденных, которые нам по их профессиональной подготовке необходимы. В прошлом году мы подобрали таким образом двух трактористов, и сейчас они работают, и нареканий к ним нет.

– А тракторы и другая сельскохозяйственная техника у вас старые или новые?

– В минувшем году в рамках Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы», которая была разработана и принята с целью развития производственного потенциала учреждений исправительной системы и создания новых рабочих мест для осужденных, колонии поселению №7 были выделены денежные средства на приобретение сельскохозяйственной техники. Всего было закуплено 11 единиц. Так, мы обновили свой тракторный парк, приобрели сеялки, навесную четырехрядную картофелесажалку и пункт картофелесортировочный. Это, кстати, и даст нам возможность увеличить площади посева картофеля, о чем я говорил ранее.

– Со сбытом выращенной продукции, я так понимаю, у вас проблем нет?

– Действительно, так оно и есть, со сбытом у нас проблем нет. Мы заключаем контракты с учреждениями ФСИН, расположенными на территории области, на поставку овощной продукции. Но не нужно думать, что никакого контроля качества у нашей продукции не существует. Она, также, как и у других сельхозтоваропроизводителей проходит экспертизы, также нуждается в ветеринарно-сопроводительных документах и декларациях о соответствии.

Санитарный контроль такой же, как у всех, единственное отличие – нет проблем со сбытом, поскольку мы выращиваем сельскохозяйственную продукцию уже под заключенные контракты для наших подразделений.

Что касается молочной продукции, то молоко мы, разумеется, не развозим по подразделениям в сыром виде. У нас заключен договор с одним из перерабатывающих предприятий Смоленского района, где молоко пастеризуется и пакетируется, после чего уже доставляется в учреждения.

Кстати, смоляне тоже хорошо знают сельскохозяйственную продукцию, произведенную в колонии-поселении №7. Мы регулярно принимаем участие в ежегодной областной сельскохозяйственной ярмарке, которая проходит в сентябре в Смоленске и традиционно приурочена ко Дню освобождения Смоленщины. В минувшем году областная сельскохозяйственная ярмарка была организована дважды – в августе и в сентябре. Так, в августе, хотя уборка урожая только началась, мы привезли на ярмарку в Смоленск картофель и морковь, молоко и мясо. Продукция была раскуплена буквально за пару часов, а выручка составила без малого 50 тысяч рублей.

Зато на сентябрьской ярмарке мы представили полный ассортимент сельскохозяйственной продукции, которую производит колония-поселение №7. У нас в продаже были мясо, молоко, картофель и овощи. В общей сумме было реализовано продукции на 150 тысяч рублей. Благодаря тому, что мы предлагали покупателям низкую цену и высокое качество, колония-поселение продала двести килограммов мяса, сто двадцать килограммов моркови и свеклы и почти две тонны картофеля.

Несмотря на то, что выращиваемую продукцию мы поставляем в наши подразделения, у нас благодаря хорошему урожаю прошлого года, еще осталось порядка тридцати тонн овощей – свеклы и моркови, которые в хорошем состоянии хранятся непосредственно на складе в колонии-поселении. И мы по вполне приемлемой цене осуществляем реализацию этих излишков для населения мелким оптом.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ

Фото: пресс-служба УФСИН по Смоленской области