Сегодняшняя жизнь смолянки Марии Ивановны Егоровой соткана из воспоминаний. Благо, память не подводит, да и времени теперь у нее достаточно, чтобы, как угли в печи, ворошить все то, что тревожило, радовало иль печалило. Это раньше дни ее проходили в трудах праведных, в заботе о родных людях, а теперь настал черед им заботиться о старейшине своего рода.
Марии Ивановне – 90, и живет она в семье старшей внучки Татьяны Владимировны, которая знает о любимой бабушке многое. Проводя каникулы в ее доме, с удовольствием слушала рассказы о детстве и юности близкого человека, о жизни во время и после войны…
Еще до войны
Семья Егоровых была небольшой: отец, мать да две дочки. Жили они в деревне Горбуны Касплянского района. Пока родители на колхозных работах трудились, сестренки немудрую крестьянскую науку в дому постигали. И быть бы хате Егоровых шумной да веселой от разноголосья мальчишек да девчонок, да не привелось: рано ушел из жизни глава семейства.
– Поранил отец палец, началось заражение, – вздыхает дочь, пережившая его более чем на полвека, – а какая тогда медицина… Рука посинела. Предлагали ее отрезать, да отказался отец, дескать, какой из меня работник тогда будет, сплошная обуза. Вот и ушел в расцвете лет. Остались мы втроем. Хватило маме бед, ведь не приведи господь в деревне без мужика жить!
Интересно, что все жители их деревни носили фамилию Барбашовы. Однажды кто-то из сельчан совершил кражу, и отец, не желая, чтобы и на его семье отразился чужой грех, записал себя и родных на Егоровых. С этой фамилией живут и его потомки.
Марии нравилось учиться. И если чистописание давалось ей с трудом, то в арифметике равных не было. Она легко прибавляла и отнимала числа. Кстати, мама Маши, полуграмотная крестьянская женщина, в уме перемножала трехзначные числа. Этот дар передался и младшим поколениям Егоровых – внучка Татьяна даже «превратила» его в профессию – она работает учителем математики в одной из школ областного центра. Сильны в точных науках и правнучки Марии Ивановны.
Воспоминания не отпускают
Кто знает, как сложилась бы жизнь героини нашей публикации, если бы не… Эта частица часто делит нашу жизнь на до и после. Началась Великая Отечественная. Во всех дворах слышались крики и причитания женщин, провожающих на фронт своих мужей, сыновей и братьев. И только в доме Егоровых было тихо: здесь свое уже отплакали.
– Бабушка не любит вспоминать о войне, – говорит Татьяна Владимировна. – В разговорах старается избегать этой темы, никогда не смотрит военные фильмы. Единственное, чем поделилась она с нами не так давно, это воспоминанием о том, как мирных жителей деревни полицаи согнали в ров, чтобы расстрелять. Видимо, их спасло провидение, потому что чудовищный приказ был отменен. И через эти ужасы девочке-подростку и ее близким пришлось пройти дважды. Дважды прощались они с жизнью, да, видно, смерть не придет раньше положенного срока.
Испытав все тяготы, мама Маши Александра Аксеновна прожила сто лет.
Отступая, немцы оставляли за собой обескровленные деревни, осиротевших и быстро повзрослевших детей.
Первые годы после освобождения от немецко-фашистской оккупации были самыми трудными. Поля давно не засевались, и нужно было все начинать заново. Пахали на себе, пекли лепешки из травы, мало-помалу ремонтировали старые хибарки. Тем, кто дождался с фронта мужей и отцов, конечно же, было полегче: мужские руки в хозяйстве – огромная поддержка. А матери девочек надеяться было не на кого. На то, чтобы дом поправить, не было ни сил, ни средств, вот и переехала она с детьми в деревню Шестаки Смоленского района. Здесь Мария Ивановна и прожила большую часть своей жизни.
В трудах
После войны пришлось несладко. Стране требовались молодые сильные руки, чтобы восстановить народное хозяйство. Несколько лет Мария трудилась за тысячи километров от дома на лесозаготовках.
Жизнь в бараках, скудная еда, почти каторжный труд с рассвета до темна не сломили девушку. Она вернулась в родную деревню и, думается, работа в совхозе показалась ей не такой уж и сложной. Хотя трудиться пришлось и дояркой, и скотницей, и в полеводческой бригаде норму выполнять.
Никогда не умела Мария Ивановна отдыхать. Бывало, придет с фермы, сядет, а в руках то шитье, то вязание, спицы и иголка так и мелькают. Едва слышно поленья в печи потрескивают, когда огонь их лижет. В такую пору как не поговорить о былом? И плавно, словно нить из клубка, тянется рассказ, да все с иносказаниями да прибаутками. И вот трест в печи раздастся, и искры из трубы вверх полетят, и прижмутся друг к другу маленькие внучки от удовольствия и всей таинственности, что царила в избе бабушки Маши. И такие моменты помнятся ее потомкам спустя долгие годы.
– Мы очень любили приезжать в гости к бабушке, – улыбается Татьяна. – Она учила нас всему: и с домашними делами справляться, и в огороде работать, и тягу к рукоделию мы от нее переняли, а главное – умение во всем находить положительные моменты и никогда ни о ком не говорить плохо, не осуждать и не порицать. Вот эта мудрость помогает нам жить.
Мария Ивановна и сегодня сохранила трезвый рассудок и чувство юмора. Она любит смотреть телевизор и имеет собственное мнение по многим вопросам.
Нашу землячку нельзя назвать богатым человеком в традиционном смысле этого слова. Да, она не нажила материальных благ, но у нее есть главное – замечательная семья, которая продолжается в двух внучках и трех правнучках, которые со всей искренностью и любовью относятся к бабушке, оберегая и ценя ее.
В эти рождественские дни Мария Ивановна отметила 90-летний юбилей. Поздравить ее приехали представители районной администрации и администрации Дивасовского сельского поселения, а родные устроили настоящее празднество, усадив бабулю во главе стола. М.И. Егорова с достоинством принимала подарки и теплые слова поздравлений от почетных гостей, радовалась вниманию родных и близких. И, конечно же, не было счастливее ее человека в эти минуты.
С юбилеем Вас, уважаемая Мария Ивановна! Пусть светлых дней в Вашей жизни будет как можно больше, здоровья и прекрасного настроения. Вы это заслужили.
Елена ТРУФАНОВА