«За большой вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу присвоить почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» Воронцовой Людмиле Владимировне – учителю МБОУ «Пригорская средняя школа» Смоленского района Смоленской области». Так следует из Указа Президента от 18 ноября 2021 года № 659 «О награждении государственными наградами Российской Федерации».
– Заслуженный учитель – это не просто почетное звание, которое подразумевает прибавку к заработной плате, – говорит директор Пригорской школы Валерий Понизовцев. – Заслуженными учителями становятся педагоги, которые действительно являются лучшими из лучших, надежнейшими из надежных, ответственнейшими из ответственных. Те, кто целиком и полностью посвящает себя любимому делу, школе и детям, которые без всего этого жизни не представляют. Людмила Воронцова – именно такой человек.
Как отметил Валерий Понизовцев, с нее можно и нужно брать во всем пример молодым коллегам: в ответственности, в отношении к преподаванию и к своим ученикам.
– И самое главное – Людмила Владимировна работает результативно потому, что вкладывает в свою работу душу, а это говорит о том, что она специалист с большой буквы, – резюмирует директор Пригорской школы.
Учительницей быть не собиралась
Редко бывает, когда человек чуть ли не с рождения мечтает заниматься каким-то делом и вот, достигнув определенного возраста, свою мечту реализует. И дальше всю жизнь трудится и растет в намеченной еще в детстве профессии. В реальности всё, как правило, выглядит далеко не так прямолинейно. И зачастую бывает и так, что, окончив школу, молодые люди с трудом представляют, какому делу они хотели бы посвятить всю трудовую жизнь. Отчасти так и случилось с Людмилой Воронцовой.
Девушка окончила школу в 1980 году, родители настояли: нужно обязательно учиться дальше, получить высшее образование. В школе юную Людмилу привлекали естественные науки – химия и биология, всё то, что было связано с живыми организмами.
– Поэтому и выбор вуза был между cмоленскими филиалом сельскохозяйственной академии, медицинским и педагогическим институтами. В филиал сельхозакадемии я идти не захотела. Мои родители были связаны с сельским хозяйством, и я точно знала, что это не мое. В мединститут – тоже не было особого желания поступать. Поэтому подала документы в пединститут на направление «химия – биология», – вспоминает Людмила Воронцова.
В 1985 году Людмила получила диплом об окончании вуза. Но в школу пошла работать не сразу – вышла замуж, стала мамой и только после декрета устроилась в образовательное учреждение. Тогда уже Людмила Владимировна начала потихоньку понимать, что именно работа в школе – это ее, это то, чему она бы хотела посвятить жизнь.
С 1999 года молодой педагог начала работать в Пригорской средней школе, которую когда-то и сама оканчивала. Сегодня с высоты опыта и проработанных лет Людмила Владимировна подчеркивает, что именно в стенах родной школы она состоялась как настоящий учитель.
– Здесь я поняла, что это мое призвание, что я не просто отдаю дань профессии, отрабатываю день за днем, а то, что действительно это мне нравится, что я от этого получаю истинное удовольствие и мне приятен результат моего труда, который я вижу, – рассказывает Людмила Воронцова.
Интернет, ЕГЭ и самообразование
– Людмила Владимировна, вы преподаете естественные науки – химию и биологию – с конца 90-х годов. Предметы довольно сложные, я бы сказал, «сухие», где зачастую для усвоения материала нужны сосредоточенность, внимание и даже банальная зубрежка. Если сравнивать отношение школьников за последние тридцать лет к этим предметам, можно ли сказать, что оно как-то изменилось?
– Как мне кажется, дети с увлечением относятся к естественным наукам, и я стараюсь интересно преподавать предметы. Хотя изменения в отношении к моим дисциплинам я наблюдаю. Если взять период с 1990-го по 2000 годы, то те дети были более ответственны и исполнительны – учили всё. Дети двухтысячных годов уже были совсем другими – они старались себя оградить от объемной информации. То есть они усваивали знания на том уровне, которого было достаточно для более-менее приличного окончания школы, но не больше. А вот у современного поколения наблюдается большая тяга к информационным технологиям. Обычная бумажная книга уходит из обихода. Сегодняшние школьники больше предпочитают получать знания и узнавать новое в интернете. И делать им это легко, потому что на уроках мы активно пользуемся современными информационными технологиями. Такое стало возможным благодаря тем изменениям, которые происходят в школе. И от этого уже никуда не денешься. Мы идем в ногу со временем. Я с пятого класса начинаю учить деток самостоятельно искать информацию по своим предметам, а затем учу их найденную информацию использовать. То есть уже начинается подготовка к ЕГЭ.
– Вам как преподавателю наличие интернета не мешает? Скажем, кто-то из ваших учеников найдет что-то во Всемирной сети, чего вы пока не знаете, и захочет блеснуть знаниями… Тем более что в химии и биологии изменения и обновления происходят если и не каждый день, то довольно часто, и за всем уследить очень трудно…
– Я постоянно занимаюсь самообразованием. Потому я вместе с учениками погружаюсь в современные знания и так же, как и они, выбираю то, что нужно. Даже стараюсь идти на шаг впереди. Но где-то мы идем вровень. Но они и самостоятельно могут найти какую-то новую информацию и сообщают об этом мне. Я считаю, что это очень хорошо.
– А вам не тяжело работать в таком режиме, когда нужно постоянно пополнять запас знаний, что называется, буквально гнаться за ними, и остановки не предвидится?
– На самом деле мне самой это интересно. Если у человека есть потребность узнавать что-то новое, он развивается. А если человек закрылся в своей раковине и считает, что он всё знает, то это свидетельствует о его самоуверенности.
– Вы успели не только поучиться в советской школе, но еще и поработали в ней. У вас есть возможность сравнивать. До сих пор не утихает дискуссия о том, что советская школа была лучше, и нужно к ней возвращаться. Вы сами как считаете: тогда было действительно лучше?
– Я не считаю, что традиционное советское обучение было плохим. Но оно было актуально для своего времени, когда не было информационных технологий и уклад жизни общества был совершенно другим. Сегодня многое поменялось. Общество и школа должны жить настоящим временем и давать ответы на современные вызовы и потребности. Нельзя жить прошлым, но оттуда нужно брать то хорошее, что можно использовать и в настоящее время. Например, какие-то приемы и формы обучения из советского образования я могу ситуативно применить и теперь.
– А к Единому государственному экзамену как относитесь?
– Я считаю, что к ЕГЭ, как и к любому экзамену, нужно готовиться заблаговременно. Своим ученикам я всегда говорю: если вы будете добросовестно учить биологию с 5-го класса, а химию с 7-го класса, – никаких проблем со сдачей госэкзамена у вас не возникнет. На мой взгляд, ЕГЭ – это хороший способ проверить знания: что имеешь, то и излагаешь. Если ребенок знает, то какая разница, какой будет форма аттестации?
Дети и их родители
– Людмила Владимировна, несложно найти в интернете видеосъемки, когда ученики откровенно издеваются над преподавателями, проявляют даже жестокость по отношению к ним…
– Многое зависит от учителя, от его поведения и позиции, направленных на то, чтобы не допускать такого рода ситуаций. Мой принцип такой: люби свой предмет и уважай тех, кому ты его преподаешь. Я свой предмет люблю и отношусь уважительно к своим ученикам. И они в ответ тоже относятся ко мне уважительно. У меня никогда не было случаев, когда ребенок позволил сказать в мой адрес какую-то грубость.
– Дети от поколения к поколению меняются: становятся лучше или хуже?
– Конечно, меняются. Но я бы не стала их оценивать в таких категориях. Так сравнивать нельзя. Каждое поколение не лучше и не хуже предыдущих – оно другое. Но если к каждому ребенку, вне зависимости от поколения – будь это дети 90-х или 2000-х годов, педагог относится с уважением, грамотно организует учебный процесс и вовлекает ребят в него, они всегда солидарны с таким преподавателем, всегда активны в получении знаний и добиваются положительных результатов.
– А с родителями конфликтные ситуации бывают?
– У меня никогда не было конфликтов с родителями. Точно так же, как и с детьми. У меня всегда полный контакт как с теми, так и с другими. При этом неважно: я пришла к ребятам как классный руководитель или в чужой класс в качестве преподавателя-предметника. Я настроена на то, чтобы дать школьникам глубокие и прочные знания. Это самое главное!
Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ