О королях, пешках и победе над собой

Осень знаменует собой начало нового учебного года. Не случайно один из самых всенародно любимых праздников – День учителя приходится на эту золотую пору. Но есть и еще один замечательный, совсем молодой праздник, учрежденный по инициативе ряда общероссийских педагогических изданий 27 сентября 2004 года. Это День воспитателя и всех дошкольных работников.

Говорят, педагогика – самое тонкое искусство, а дошкольная педагогика – просто филигранная работа педагога по воспитанию полноценной личности. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым, трудолюбивым человеком? Это во многом зависит от воспитателя, его каждодневного труда и душевной щедрости.

Бытует мнение, что всестороннее развитие ребенок может получить, только посещая городской детский сад. Спешим опровергнуть это заблуждение. К счастью, и на селе трудятся педагоги с большой буквы, настоящие подвижники, чей вклад в неокрепшие души трудно переоценить, потому что их деятельность выходит за рамки «занятия – прогулка – обед…»

Татьяна Николаевна Башкова, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», – именно из таких педагогов-энтузиастов. Ее путь, как она сама считает, был предопределен задолго до окончания школы. Вдохновленная личностью своей первой учительницы в с. Печерск Любови Николаевны Маркиной, Татьяна еще в начальной школе решила стать педагогом. Окончила Смоленский педагогический университет по специальности «учитель начальных классов», начинала работать в Санниковской школе. После ее закрытия пришла в детский сад.

Вот уже 18 лет она трудится в детском саду. Имеет высшую педагогическую квалификационную категорию.

– Татьяна Николаевна, было ли у вас желание вновь вернуться в школу?

– Такое предложение поступало, но всё-таки мне интереснее работать именно с малышами, они такие бесхитростные, открытые и доверчивые. Им требуется больше тепла души, но взамен отдается столько же. Сейчас в моей группе 27 ребятишек трех лет. Что такое в этом возрасте оторваться от мамы, объяснять не нужно. Стараюсь каждого окружить заботой и вниманием, к каждому найти подход. Чувствуешь, что кому нужно: одного погладить достаточно, чтобы успокоить, а другому важно, чтобы его на руках поносили. Очень часто малыши просто залезают на колени, обнимают за шею и не отпускают. В школе дети уже стесняются так выражать свои чувства.

Ощущается, что у Татьяны Николаевны особый талант принимать каждого ребенка как своего родного.

– 25 мая в «Золотой рыбке» был очередной выпуск наших повзрослевших «птенцов», – продолжает она. – Каждый выпуск проходит со слезами на глазах. Очень жаль расставаться с ребятами, но мы понимаем, что у них впереди другая ступень взросления, а им на смену приходят совсем малыши, которым нужна любовь, забота, тепло.

Ход конем

Воспитатель уделяет внимание формированию базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, подготовке к жизни в современном обществе.

Ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. К 5–7 годам дети способны внимательно слушать, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Татьяна Башкова умело вводит детвору в наш сложный и разнообразный мир с помощью разработанной ею программы дополнительного образования «Шахматы».

Шахматы – это прежде всего, конечно, игра. При помощи игрового метода воспитанники приобретают способность к абстрактно-логическому мышлению, к умению выбирать, анализировать, проводить игровой план. Вместе с тем, шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для маленького человека игра доставляет не просто много радости, но и является эффективным средством самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность и самостоятельность.

Признаюсь, никогда не слышала о том, чтобы в детском саду был шахматный кружок. Но всё, оказывается, случается. Такой кружок организовала героиня нашей сегодняшней публикации.

– Я уже много лет веду шахматный кружок в детсаду и занимаюсь с детками с пятилетнего возраста, – рассказывает Татьяна Башкова. – Кстати, он зарегистрирован на портале «Навигатор дополнительного образования». Обучение проходит парами в игровой форме, и в каждой возрастной группе для этого отведено свое время: 5-летние дети занимаются 20 минут, 5–6-летние – 25 минут, 6–7 лет – полчаса.

Дети имеют представление о «шахматном королевстве». Умеют быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Различают и называют шахматные фигуры, их ходы и отличия. Понимают важность первых ходов. Имеют понятия о приемах взятия фигур, знают, что такое «рокировка», «шах» и «мат». Умеют записывать шахматные партии.

На занятиях Татьяны Николаевны ребята фантазируют, рассуждают, учатся находить правильный вариант решения сложных задач. И это еще не всё! Они изучают счет, чтобы верно просчитать количество шагов, сделанных фигурами. Здесь используются дидактические игры по шахматной тематике, которые воспитатель сама изготавливает, как и маски с шахматными фигурами, которые дети надевают, представляя себя на шахматной доске.

На магнитную доску приобрели специальные шахматы, чтобы показывать варианты ходов большему количеству ребят на расстоянии, а они одновременно выставляют у себя на досках нужные фигуры в правильные позиции.

Жизнь как шахматная доска

– Татьяна Николаевна, благодаря вам шахматы прижились среди дошколят. Как возникло желание внедрить эту сложную интеллектуальную игру среди маленьких детей и каждого ли можно научить ей?

– Меня в раннем детстве научил этой игре отец, за что я благодарна ему. Помню, как играла в шахматном клубе Смоленска. Поэтому мое желание научить детей вполне оправданно: с помощью игры дети раскрывают свои способности к рассуждению и умозаключению, как бы странно для данного возраста детей это ни звучало. Мой опыт показывает, что всех деток можно научить играть в шахматы. Просто время и подход для каждого нужен разный. Есть детки, которые дольше настраиваются и вникают. Но игра приносит свои плоды: даже неусидчивые и не в меру активные становятся более усердными и собранными. А те, кто теряется и не уверен в себе, в итоге раскрываются и чувствуют себя более смелыми.

– А кого труднее научить: мальчиков или девочек?

– Я не заметила разницы в обучении. Всё зависит от индивидуальных способностей каждого ребенка. Считаю, что при желании это удается одинаково, но всё же, как правило, продолжают профессионально играть больше мальчики.

– Дети еще не умеют справляться со своими эмоциями во время неудачи и проигрыша. Как вы учите их этому?

– Действительно, у каждого из нас своя реакция как на положительные, так и на отрицательные события в жизни. Мои воспитанники реагируют на поражение по-разному: кто-то плачет, кто-то злится, кто-то остается вполне спокоен внешне. Я даю установку: победить нужно не соперника, а самого себя. Вот ты победил не за 7 шагов, а за 5, и ты большой молодец. Важна победа прежде всего над самим собой, над своим стеснением, страхом быть хуже другого. У меня каждый ребенок знает, что у него всё получится, просто нужно пробовать и не бояться поражений. Дети, участвуя в играх, учатся взаимному уважению, преодолевают психологические и коммуникативные сложности.

Обратная связь

– Существует утверждение, что шахматы помогают развить именно математические способности, и потому дети, занимающиеся этим видом спорта, знают точные науки на «хорошо» и «отлично». А как считаете вы?

– Шахматы – это и наука, и искусство, и спорт. В школе мои бывшие воспитанники радуют своими успехами. Учеба ведь зависит и от умения сосредоточиться, собраться, настроиться. Шахматы учат и этому.

У меня в группе был гиперактивный мальчик, но во время игры он умел так сосредоточиться, что выигрывал у более спокойных и выдержанных ребят.

Татьяна Башкова признается: ей отрадно видеть обратную связь от воспитанников и их родителей.

– Многие родители говорят, что дети попросили их купить шахматы и дома с удовольствием играют со взрослыми членами семьи, приобщили к этому бабушек с дедушками, которые вспомнили эту популярную некогда игру, – продолжает педагог. – К сожалению, родители часто заменяют общение с детьми тем, что просто дают им телефон, чтобы самим заняться домашними делами. А почему бы не поиграть в интеллектуальную игру, ведь общение с ребенком ничто не заменит…

Я всегда стараюсь найти время, чтобы дома поиграть в шахматы с сыном, дочерью и мамой, хотя, поверьте, забот не меньше, чем у других. Общайтесь с детьми сейчас, когда они в этом нуждаются, потом может быть поздно, а за игрой они расскажут вам, как прошел их день.

Больше, чем игра

Для Татьяны Николаевна шахматы – это больше, чем игра. «Я этим живу, – делится воспитатель. – Вместе с детьми я училась, изучала новые методики преподавания. Разработала свою программу для развития деток, рассчитанную на два года, внесла в нее поправки. С ней я стала лучшей в номинации «Педагог дополнительного образования» муниципального конкурса. Это было очень значимо для меня. В данном случае я тоже одержала победу не только над номинантами, что, безусловно, радует, но прежде всего над собой, так как я человек не публичный, для меня большая награда, когда мои ребята добиваются успеха и прибегают ко мне с горящими от счастья глазами и медалями в руках. Вот в этом награда для меня как для педагога. И я всем желаю в жизни честных, достойных побед».

И вы знаете, о чем я подумала? Такие люди, как Татьяна Башкова, не ждут подарков от судьбы. Они сами дарят радость и чудо окружающим. И дай бог, чтобы эта творческая душевная искорка никогда не гасла в ней, ведь горит она на благо детей.

Елена ТРУФАНОВА.