Если двигаться в северном направлении от областного центра по автотрассе Смоленск – Холм – Демидов, сразу за Стабной будет деревня Мазальцево. Достопримечательностей немного: магазин да медпункт, расположенный на улице Мира. В мае этого года исполнилось ровно 35 лет как Мазальцевским фельдшерско-акушерским пунктом заведует Елена Владимировна Филина.

smart

Судьбоносное решение

– Вообще я порядка 40 лет работаю в сельской медицине, – рассказывает Елена Владимировна. – Начинала, правда, не здесь, а в Духовщине. Это сейчас студент, получив диплом на руки, может лететь вольной птицей из своей alma mater в любую сторону. А не хочет работать по полученной специальности – так и не надо, никто не заставит. Совсем иная ситуация была в 1980 году, когда Елена Владимировна окончила Смоленское медицинское училище.

– Раньше как было? Выучился – и три года должен отработать по распределению, – вспоминает мазальцевский фельдшер.

Причем по распределению не абы где, а в сельской местности. Но для Елены Владимировны была особая привилегия: поскольку она окончила училище с красным дипломом, то могла самостоятельно выбрать место работы. (Естественно, из перечня населенных пунктов даже для «краснодипломников» выпадал Смоленск.)

Елена Владимировна выбрала Ярцево, откуда она родом и где у нее осталась мама, работавшая на местном текстильном комбинате. А вот дальше, как Елена Филина сама сегодня рассказывает, она «сглупила»: надо было к маме ехать, а тут однокурсница (тоже из Ярцева) замуж собралась, а место для распределения там только одно.

– Такой уж я отзывчивый человек: попросили уступить, я и уступила, а мне предложили выбрать место, которое будет поближе к Ярцево, такое место было в Духовщине. Вот так и получилось – однокурсница поехала к мужу в Ярцево, а Елена Владимировна три года по распределению отработала в Духовщине.

Медицина как случайность

Когда люди по прошествии трех-четырех десятков лет с момента окончания детства с упоением рассказывают, что чуть ли не самого рождения мечтали стать тем, кем они работают сегодня, по больше части, мягко говоря, лукавят. Мало кто по окончании средней школы может с уверенностью сказать, чем он действительно хочет заниматься в жизни. Чаще всего на выбор профессии влияет какая-то случайность.

– Не поверите, у меня никакого желания не было идти в медицину, – честно признается Елена Владимировна. – Я оканчивала школу, а с профессией так и не определилась. С детства у Лены была одна серьезная страсть – она очень любила читать. В родном Ярцеве она была записана читателем в трех библиотеках. Деньги, которые мама давала дочери на школьные завтраки, Лена экономила, чтобы приобрести себе очередную книжку.

– И вот одно время у меня была мысль идти работать в библиотеку. Однако окончила школу, и подруга предложила попробовать поступить в медицинское училище в Смоленске. Изначально плана на будущую жизнь не было. Но учеба захватила.

– Я отдавала ей всю себя. За просто так красные дипломы не дают, – не без гордости рассказывает Елена Владимировна.

Но и страсть к чтению, к книгам у Елены Владимировны ни с возрастом, ни с определением профессиональных приоритетов не прошла. Дома у фельдшера собрана большая библиотека.

Три года по распределению

Отрабатывать свое распределение Елене Владимировне пришлось в Духовщинской районной больнице.

– Главврач обрадовался выпускнице с красным дипломом, спрашивает – где хочешь работать? Отвечаю не задумываясь: на «скорой». А я действительно еще в училище решила для себя, что хочу работать на скорой помощи. На что главный врач ответил: подожди немного, пока мест нет.

Елена Владимировна хорошо запомнила тот момент, когда решалась ее профессиональная судьба. Опытный главный врач сразу определил, что молодая девчонка растеряна и даже, может быть, несколько напугана предстоящим выбором, и сам предложил: если хочешь набраться опыта – иди в хирургию.

– Чего я там только не насмотрелась, опыт действительно был уникальный!.. – рассказывает Елена Владимировна.

После хирургии Елена Владимировна поработала на «скорой» и даже побыла фельдшером в деревне Петрищево. Чего только не было: и суициды, и отравления, и огнестрелы.

– В те годы «червивка» лилась рекой, молодежь выпьет, а развлечений никаких, энергию девать некуда, вот и устраивают драки «стенка на стенку». Жутко! – рассказывает Елена Владимировна.

После того как истек отпущенный по распределению срок, Елена Владимировна всё-таки вернулась в Ярцево, где отработала еще три года.

По комсомольской путевке

К моменту возвращения в Ярцево Елена Владимировна вышла замуж, у супругов родилась дочь. В общем-то никуда с малой родины Елены молодая семья уезжать не собиралась, но вмешался традиционно неприятный и больной для советской власти «квартирный вопрос».

– Все три года мы снимали квартиру, но вот хозяйка нам отказала, и жить оказалось негде, – рассказывает Елена Филина. – Не знаю, уже и не вспомню, что мне подсказало – интуиция или сон какой приснился, и мы с мамой по наитию поехали в Смоленск в облздравотдел.

Так сложилось, что в Мозальцево к тому моменту построили новый медпункт, фельдшер, которая там работала, уже собралась на пенсию, и Елену Владимировну по комсомольской путевке направили на ее место.

– Мне было 26 лет, когда сюда приехали. Тогда была одна дочка, здесь родились еще две, – рассказывает Елена Владимировна.

С переездом в Мозальцево для молодого фельдшера и ее семьи был решен и квартирный вопрос.

Фельдшер на селе – это всё

Это только кажется, что медик (фельдшер или врач) – чистые холеные ручки, белый халатик, теплый кабинет. В жизни всё гораздо сложнее, а зачастую и труднее.

– Когда этот медпункт построили, – вспоминает Елена Филина, – здесь был установлен электрокотел. Потом его почему-то убрали, а вместо него для обогрева мне соорудили печку. И практически всё время, что Елена Владимировна проработала в этом ФАПе, она топила печь. Сама дрова пилила и колола. Спасибо мужу, очень помогал. Правда, дрова – это чтобы только растопить, нужны были еще торфяные брикеты либо уголь. И всё это требовалось еще раздолбить, прежде чем в печь кидать.

– Вставать приходилось очень рано, чтобы к приходу пациентов здесь было тепло, – рассказывает Елена Владимировна. Со временем печь убрали, а вместо нее подвели газ. По словам Елены Владимировны, теперь работать стало одно удовольствие.

– А участок у вас большой?

– Радиус – шесть километров. На участке деревни Терехи, СпасЛипки, Фефелово, Мазальцево, Юшино и Лаврово. И тогда, когда я только приехала, и сейчас количество пациентов осталось практически тем же. Цифра стабильная – около 370 человек. Только возраст меняется: сейчас по большей части здесь проживают пенсионеры и пожилые.

– И как вам приходится добираться до своих пациентов?

– По-всякому: когда просила кого-то, чтобы подвезли, бывало, и на коне приходилось ездить по вызовам. Однажды зимой на коне ехала, так продрогла, думала, заболею. Ничего, всё обошлось. Бывало, в распутицу трактор просишь. Иногда муж подвозит на своей машине. И тогда, и сейчас по-разному добираюсь до пациентов. Без помощи никто не остается.

Вот еще год назад Елена Владимировна ездила по вызовам на велосипеде. Его мазальцевскому фельдшеру лет пять назад подарил депутат областной Думы Артем Сергеевич Малащенков. Большое подспорье велосипед в сельской местности, но в этом году здоровье уже не то, так что пока Елена Владимировна велосипедом не пользовалась.

Опять же – это только кажется, что фельдшер на селе занимается самой простой врачебной работой: давление измерить, лекарства от температуры выписать. На самом деле фельдшер на селе делает всё.

– Даже гнойники приходилось вскрывать, – рассказывает Елена Владимировна. – Пациенты идут и днем, и ночью, или зовут к больному. Это сейчас мобильный телефон, а вот до сих пор Елена Владимировна не может без содрогания вспоминать ночной стук в окно. И ведь понятно, что не с доброй вестью пришли, ясно, что у кого-то случилась беда, нужна срочная помощь.

– Помню, раз буквально напротив медпункта перевернулся трактор. Водителю повезло – остался жив, но спасать пришлось его мне. Муж тогда очень помог, капельницу держал. Но и рутинной работы хватает.

– У нас работа по графику, люди приходят на прием или вызывают фельдшера на дом, – поясняет Елена Филина. – А есть еще профилактическая работа. Я к ней отношусь очень ответственно. Сюда относятся привычные мероприятия для взрослого населения, например, прививки от дифтерита и столбняка. До 55 лет всё население должно быть привито от гепатита Б. Еще вакцинирование взрослого населения от кори и детей по национальному прививочному календарю.

В последний год работы прибавила и пандемия коронавируса. По словам Елены Владимировны, сейчас очень тяжело работать стало. И всё же, несмотря на трудности, фельдшер Мазальцевского ФАПа не унывает.

– Елена Владимировна, вы 35 лет отработали на одном месте, не наскучило, на покой не хочется?

– Нет, не наскучило (смеется)! Я уже и подумывала, может, действительно на покой собраться, а тут условия такие прекрасные для работы создали, так что и уходить не хочется…

Алексей ГУСИНСКИЙ.