Прямой разговор о бизнесе, традициях и образовании

WorldSkills – так называется международное движение, призванное повысить стандарт подготовки различных рабочих специальностей, а также популярность и престиж в обществе развития системы профессионального образования в целом. С этой целью по всему миру, в том числе и в России, проводятся национальные чемпионаты по профессиональному мастерству, финальным этапом которых становятся всемирные соревнования.

В начале марта в Смоленске прошел региональный этап российского чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills. В соревнованиях среди обучающихся общеобразовательных организаций Смоленский район представляла команда Печерской средней школы – Алексей Каршков и Софья Силутина. Ребята заняли второе место в состязаниях по компетенции «Предпринимательство – юниоры». К чемпионату они готовились в Клубе юного предпринимателя, который работает на базе Печерской школы, а возглавляет его учитель истории и обществознания Андрей Боедов. Мы задали педагогу несколько вопросов.

Опыт и знания

– Андрей Александрович, по своей преподавательской специализации вы учитель истории, обществознания, но одновременно руководите школьным Клубом юного предпринимателя. Кажется, история и предпринимательство не совсем сочетаемые дисциплины…

– Наряду с историей я преподаю и обществознание, а оно как школьная дисциплина содержит блок, касающийся современной экономики. При этом следует учитывать, что в настоящее время предпринимательство имеет очень тесную связь с экономической теорией. Таким образом, школьники при изучении предмета «Обществознание» знакомятся и с деятельностью предпринимательского сообщества. Поэтому на базе «Точки роста» – школьной площадки, где дети имеют возможность получать дополнительное образование по различным направлениям, действует и такая программа, как Клуб юного предпринимателя.

– Лично у вас есть опыт предпринимательской деятельности или вы руководствуетесь только знаниями, полученными в ходе изучения экономических теорий?

– С 2004-го по 2014 год я занимался бизнесом. Мной были реализованы такие бизнес-проекты, как «Русская игрушка» и «Смоленская сувенирная компания». Считаю, что они успешно функционировали. Проекты были связаны с производством и реализацией деревянных и развивающих игрушек, которые продавалась не только в Смоленской области, но и за пределами региона. Кроме этого, у меня был бизнес и в сфере общепита – речь идет о кафе в Лопатинском саду.

Я прошел подготовку по производственному менеджменту по президентской программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ…

– Странно как-то звучит: вы в течение десяти лет занимались бизнесом, причем, судя по вашим словам, вполне успешно, а потом ушли преподавателем в школу?

– Я продал бизнес. А подтолкнули меня к этому не предпринимательские неудачи, а изменение жизненных интересов. Продолжать работу в бизнесе мне стало не то что неинтересно, но я хотел добиться результатов в иных сферах. Вот так я и занялся научными исследованиями и сменил профессию.

Как говорили античные авторы

– И выбрали историческую специализацию?

– Да. Как говорили античные авторы – история есть учитель жизни. У меня было внутренне стремление разобраться во многих вопросах нашего прошлого, которые меня интересовали. История мне очень нравится. Это наука мне лично очень близка, и я не жалею, что занялся этой работой.

– В таком случае почему вы не организовали клуб по истории, а выбрали тему предпринимательства?

– Сейчас масштабно я не занимаюсь бизнесом, но знания, полученные мною в ходе практической деятельности и теоретической подготовки, могут помочь молодым перспективным ребятам. Известно, что предпринимательство в человеческом обществе – явление далеко не массовое. Статистики пришли к выводу, что только порядка шести процентов населения Земли имеют талант и способности создавать и реализовывать на практике бизнес-проекты. Но здесь не следует смешивать предпринимательство и коммерцию. Предпринимательство – понятие более широкое, которое означает, что человек склонен к созданию и воплощению различных проектов: от коммерческих до, к примеру, гуманитарных или экологических, которые нацелены на бескорыстную пользу всему человеческому сообществу и окружающему нас миру в рамках тех же НКО.

Куда вложить капитал?

– Когда мы говорим о предпринимательстве, то всё же в первую очередь имеются в виду именно коммерческие проекты, которые как раз и нацелены на извлечение прибыли. Отсюда в российском обществе весьма неоднозначное отношение к людям бизнеса, которых порой воспринимают как хапуг, готовых ради собственной выгоды нарушать закон. Как вы объясняете детям, что предпринимательство – это не банальная цепочка «дешевле купил – дороже продал», а более сложный процесс, который полезен и нужен людям?

– Здесь мне как раз и помогает история, которая свидетельствует о том, что в нашем Отечестве было много предпринимателей, которых без преувеличения можно назвать людьми с большой буквы. Вот сегодня мы используем англоязычное слово – бизнесмен, что значит «человек дела», и кажется, что предприниматель – это полный синоним. Но это не совсем так. Наше российское понятие «предприниматель», обладающее чисто нашей традиционной спецификой, родом из XIX и даже XVIII века. Именно такие люди, как Демидовы, Морозовы, Третьяковы, Рябушинские и другие своим трудом и талантом обеспечили экономический подъем дореволюционной России. Они не просто зарабатывали себе на безбедную жизнь, но главным их качеством было чувство ответственности и осознание того, что деньги должны быть заработаны достойным путем, не осуждаемым обществом, предпочтительнее всего – в производстве. С другой стороны, заработанные капиталы лучшие российские предприниматели использовали не на приобретение футбольных клубов или дорогих яхт, а на строительство школ, больниц, художественных галерей – одним словом, на то, что будет приносить пользу всем. Это были ответственные перед своей страной люди, высоконравственные и развитые интеллектуально. Вот об этом я в том числе и рассказываю ученикам в Клубе юного предпринимателя.

– Андрей Александрович, на ваш взгляд как педагога, такие соревнования, как WorldSkills, имеют смысл для школьников?

– Думаю, что соревнования WorldSkills оказывают большую пользу учащимся. Так, уже на стадии подготовки к состязаниям ребята могут серьезно поработать над собой и найти что-то ценное для себя в других сферах, напрямую не связанных с проектом. Опыт поиска необходимой информации, создания стартапа, который по условиям соревнований должен быть жизнеспособным, всегда может пригодиться в дальнейшей жизни. Та же компания по производству защитных медицинских средств, которую для чемпионата WorldSkills создали ученики Печерской школы, вполне может быть воплощена в реальность. И опыт, приобретенный на чемпионате, даже если потом ребята не станут предпринимателями, не сомневаюсь, станет для них не напрасным.

Юные предприниматели из Печерской школы

Алексей Каршков, ученик 9 «А» класса Печерской средней школы, когда Андрей Александрович Боедов предложил ему принять участие в состязаниях регионального этапа российского чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills по компетенции «Предпринимательство – юниоры», сначала даже как-то растерялся.

– Я даже испугался немного такого термина, как «предпринимательство», но потом посоветовался с нашим завучем Марией Александровной Шалудкиной, которая мне всё разъяснила, и оказалось, что это очень интересная для меня сфера деятельности, – признался Алексей Каршков.

– Меня заинтересовала та идея, что предпринимательство связано не только с извлечением прибыли, но и с реализацией собственных проектов, которые могут быть гораздо шире.

– С каким проектов вы вышли на соревнования?

– Мы решили выбрать на наш взгляд весьма актуальную в связи с пандемией коронавируса тему – изготовление индивидуальных защитных медицинских средств, таких как маски, халаты, шапочки. И даже когда пандемия пройдет, эти вещи всё равно будут востребованы. Прежде чем выйти на соревнования, мы проработали бизнесплан, рассчитали финансовую модель нашего предприятия и в итоге сшили несколько масок в «Точке роста» Печерской школы, где есть соответствующее оборудование. Мы изначально закладывали в наш бизнес-план сотрудничество с Печерской школой и использование «Точки роста» как производственной базы.

– Это умозрительный проект или он будет реализован?

– В принципе, мы его рассчитывали таким образом, чтобы была возможность воплотить его на практике.

– Алексей, ты сказал: проработали бизнес-план, рассчитали финансовую модель. От одних этих слов веет смертельной скукой…

– Согласен, со стороны это может показаться скучным, но это довольно трудная, тяжелая работа, что само по себе уже увлекательно и вызывает интерес. Именно так и было с нашей командой. В ходе разработки проекта нам стало интересно, насколько у нас хватит терпения, знаний и навыков, чтобы продвинуть этот проект и довести его до массового производства.

– Участие в соревнованиях WorldSkills как-то повлияло на планы на будущую жизнь?

– Пока всё это на уровне «интересно – неинтересно». Но WorldSkills дает участникам очень широкие возможности для определения дальнейшей карьеры. При разработке проекта и на самих соревнованиях мы получили много знаний, которые могут пригодиться нам в дальнейшем, причем даже в том случае, если мы свяжем свою дальнейшую жизнь с предпринимательством. Это навыки обращения с финансами, основы экономических знаний, производственный менеджмент.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ.

Фото с сайта Печерской средней школы (и из личного архива героев публикаций).