«Точка роста» – место в школе, где реализуют мечты о будущем

С 1 сентября в Смоленском районе на базе Печерской и Пригорской школ Смоленского района начали работать два образовательных центра цифрового и гуманитарного профиля, которые сокращенно называют «Точка роста».

smart

Принято считать, что образование – очень консервативная сфера, где к нововведениям относятся весьма настороженно, поскольку любая даже небольшая ошибка, всякое непродуманное, неосторожное действие может сломать судьбу не отдельного ученика, а целого поколения и, возможно даже, не одного. Но вполне вероятно и другое: если игнорировать современные технологии, не вводить их в образовательный процесс, то тогда вырастут целые поколения, которые не получат востребованных обществом знаний. Ведь научно-технологический, информационный прогресс никто не отменял.

smart

Широкие возможности для творчества и развития

«Точки роста» как раз и стали теми местами, где технологии XXI века внедрятся в школьный образовательный процесс.

– Безусловно, наличие «Точки роста» в школе дает детям широкие возможности для творческого развития и самовыражения, – говорит директор МБОУ «Печерская средняя школа» Надежда Федоровна Рябикова. – Сейчас принято хвалить и приводить в пример советскую школу. Я сама училась и работала в ней. Действительно советская школа много давала детям, но она была в определенной степени авторитарной, где свобода ребенка не была в должной степени востребована и развита: знания давали, что называется, от сих до сих, и требования к ученикам были соответствующие. Здесь же, в Центре цифрового и гуманитарного профиля, всё рассчитано на проявление свободного детского творчества. Например, та же проектная деятельность. Она позволяет ребятам проявить себя практически в любой сфере. А 3D-технологии? Не выходя за пределы школы, ученики могут совершить виртуальную экскурсию по любому музею, пройти по улицам столиц и городов практически каждого из существующих государств.

По мнению директора МБОУ «Пригорская средняя школа» Валерия Павловича Понизовцева, «Точка роста» – это то место, где сбывается мечта о будущем.

– А что такое мечта, зачем она нужна ребенку? На самом деле мечта заставляет подрастающее поколение думать, мыслить, реализовывать, осуществлять, получать дополнительные знания… Вот для этого, для получения знаний, которые помогут воплотить мечту о будущем, и нужная «Точка роста». Я уверен, каждый ребенок талантлив, и в школе, в том числе и при помощи технологий, представленных в «Точке роста», мы поможем раскрыть эти таланты, – поясняет Валерий Павлович Понизовцев.

При этом, уверен Валерий Павлович, ребенку нужно предложить различные варианты.

– Если раньше мы в системе дополнительного образования развивали духовное направление, способствовали тому, чтобы дети осваивали разные ремесла: вышивку, резьбу по дереву и тому подобное, то теперь, мир ведь не стоит на месте, он развивается, и нужно помогать детям раскрывать свои таланты с помощью уже новых цифровых и информационных технологий. А это и можно сделать с вовлечением ребят в деятельность Центра цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста».

smart

Где мои ЗD очки?

Когда проходишь по «Точкам роста» в Пригорской и Печерской школах, то все эти квадрокоптеры, 3D-очки, шахматы и манекены для освоения медицинских манипуляций по реанимированию больше похожи на игрушки, чем на предметы, реально используемые в образовательном процессе.

– Оборудование, которым оснащена «Точка роста», это совершенно не игрушки, они на практике показывают, что можно сделать с использованием современных технологий. Вот запустили мы 3D-принтер, и он распечатал скрепку. Вы бы видели восторг и удивление в глазах ребят, которые кроме как по телевизору такого и не видели, а теперь имеют возможность самостоятельно пройти и освоить весь процесс работы с 3D-принтером. А квадрокоптер – это тоже совсем не игрушка для развлечения, а очень серьезная техника, без знания и умения обращаться с которой невозможно уже представить ни археологию, ни географию, ни картографию и другие области знания, связанные с окружающим нас природным миром. Шахматы – это действительно игра. Но она развивает логику, и поэтому у детей есть интерес к ней. Я даже предложил ребятам сделать напольные и настенные шахматы. Помимо этого, у нас имеются 18 досок, и все желающие получили возможность развиваться и в этом направлении. Таким образом, всё представленное здесь – вовсе не игрушки. И когда подросток приходит в «Тоску роста», он понимает, что размещенное здесь оборудование можно использовать на практике, это для него является серьезным стимулом для освоения новых технологий и, следовательно, для развития.

– Ребята понимают, что для будущей самостоятельной жизни уже сейчас необходимо осваивать современные цифровые технологии, – продолжает директор Печерской школы Надежда Федоровна Рябикова. – Очень важно, что они здесь, в «Точкероста», не просто получают сумму полезных знаний, а учатся анализировать полученный материал и на практике его использовать и получать результат собственной практической деятельности – будь это компьютерная программа, для 3D-принтера или модель байка, изготовленная с помощью легоконструирования.

– В современном мире мы с сожалением наблюдаем, как люди отдаляются друг от друга, и очень важно, что дети в Центре цифрового и гуманитарного профиля не только овладевают цифровыми и другими современными технологиями, но и учатся работать в коллективе, – уточняет директор Пригорской школы Валерий Понизовцев. – Создание и разработка проекта требует формирования команды. А для успешного завершения задуманного дети должны учиться слышать и слушать друг друга. Это очень важно для того, чтобы мир будущего успешно развивался и технологически двигался вперед.

Директор Печерской школы Надежда Рябикова, как педагог более чем с сорокалетним стажем, называет «Точку роста» замечательным проектом. Для детей он представляет колоссальные возможности для развития.

smart

От шахмат до ОБЖ

– В этом учебном году наша школа вошла в национальный проект «Образование», благодаря чему мы получили оборудование и мебель для центра цифрового и гуманитарного развития, – рассказывает руководитель «Точки роста» Печерской средней школы, заместитель директора школы Татьяна Валентиновна Хуторова. – У нас занимаются дети с 11 до 16 лет, то есть с пятого по девятый класс. Но мы не видим ничего плохого в том, если сюда будут ходить учащиеся младших или старших возрастов.

По словам Татьяны Валентиновны, на базе «Точки роста» Печерской средней школы проходят занятия по цифровым и гуманитарным компетенциям по предметам общеобразовательной программы: технология, информатика, ОБЖ. Организованы занятия и по дополнительному образованию – работают кружки «Шахматная азбука для начинающих», потом еще есть шахматы для следующего уровня, для тех, кто уже умеет играть, кружок «Юный спасатель» (это связано с ОБЖ). Четыре часа в неделю функционирует кружок «Электронные таблицы» для детей седьмых и последующих классов. Кружок «Индустриальные технологии» — здесь программа разработана для использования ручного инструмента. Кружок «Аэро» – это квадрокоптеры, кружок 3D-моделирования и творческое объединение «Патриот».

– Среди наших учеников очень много желающих посещать «Точку роста», – рассказывает Татьяна Хуторова.

– На базе «Точки роста» у нас реализуются как основные образовательные программы – это ОБЖ, информатика и технологии, так и разноуровневые программы дополнительного образования, – поясняет руководитель «Точки роста» Пригорской средней школы Анна Юрьевна Бурлаева. – Таким образом в урочное время «Точку роста» использует школа, а в неурочное – в Центре цифрового и гуманитарного развития проходят занятия по дополнительному образованию.

Как сообщила Анна Юрьевна, «Точку роста» посещают ученики с 1-го по 11-й класс – порядка двух с половиной сотен детей, это около семидесяти процентов от общего числа обучающихся в Пригорской средней школе.

Из первых уст

Ученица 5 «Г» класса Печерской средней школы Аня Степанова занимается в кружке лего-конструирования.

– Мы сейчас строим байк, – рассказывает Аня о том, чем она непосредственно в данный момент занимается. – Я выполнила задание первой и сейчас помогаю достраивать другим. Мне здесь очень нравится. Хорошо, никто не спорит, все дружно работают. На кружке ребята уже строили из лего-деталей, в частности, карт, большой автомобиль и бетономешалку. Все модели не просто имитация техники, а вполне рабочие экземпляры, только небольшой величины.

На кружок лего в Печерской школе записаны 42 ученика. Занятия проходят четыре часа в неделю: два дня по часу и один день – два часа.

Ученик одиннадцатого класса Пригорской средней школы Максим Богданов занимается вместе с товарищами проектной деятельностью.

– Мы учимся выбирать тему для проекта таким образом, чтобы она была реализована, а не осталась только в области фантазий, потом решаем, как ее выполнить и довести до конечной стадии. У нас у каждого есть свой проект.

Сам Максим создает видеоролик с экскурсией по музею Пригорской школы. Проект уже находится в стадии завершения, и его автор рассчитывает, что к февралю он будет закончен.

По мнению МаксимаБогданова, «Точка роста» дает серьезные возможности освоить современные цифровые технологии, что, безусловно, пригодится в будущей взрослой жизни.

Алексей ГУСИНСКИЙ