Долго всем нам пришлось ждать прихода настоящей зимы в этом году. Зато когда она пришла, снежная да морозная, столько радости вызвала у всего живого! В такую же кипенно-белую да холодную пору в далеком 1926 году в семье Слепенковых родилась дочь Татьяна.

Шустрая да смышленая, она рано стала хорошей помощницей матери, нянча младших ребятишек да управляясь по хозяйству. Эти качества были главными для крестьянской детворы.

Многодетная семья с пятью детьми жила в деревне Лядцо Ельнинского района. Родители трудились в колхозе, ребятня зимой учила грамоту, летом осваивала деревенскую науку в поле.

Татьяне в то лето пятнадцать исполнилось, самая пора девичьего расцвета, робких улыбок да застенчивых взглядов. Да не до влюбленности и мечтаний стало, когда незваным гостем пришла на родную землю война…

Последняя ярмарка

Какие в довоенные годы проходили ярмарки! К ним готовились загодя, решая, что отвезти на базар, что прикупить для дома. Детвора обожала эти ярмарки, ведь что еще было у ребят из развлечений? Ждали рыночных дней с нетерпением в предвкушении гостинцев да обнов.

На календаре было воскресенье, 22 июня. Слепенковы встали засветло, дорога до Спас-Деменска, куда собрались на ярмарку, была неблизкой. Ничто не предвещало беды.

Татьяна с отцом еще не успели сделать необходимые покупки, как страшная новость, передаваясь из уст в уста, облетела торговые ряды. Послышался женский плач, мужские голоса, спокойные и рассудительные, пытающиеся пресечь панику. Ничего не привезли они с рынка, кроме печального известия…

Уже 22 июня была объявлена мобилизация, а на следующий день из деревень стали забирать мужчин. Ушел на фронт и отец Татьяны. В самом начале войны он попал в плен, домой вернулся лишь в 1947 году.

Всю оккупацию Слепенковы провели в родном Лядце. Отступая, немцы сожгли деревню, а ее жителей погнали впереди себя – не оставлять же бесплатную рабочую силу. Добрались до самого Мстиславля, оттуда пленных должны были этапировать в Германию. Повезло: наши войска, освобождая населенные пункты, спасали от неволи мирное население. Люди возвращались в свои деревни, от которых порой оставались лишь печные трубы.

Память о войне

– Наша деревня была полностью сожжена, – рассказывает Татьяна Федотьевна. – А жить-то как-то надо. Вот и ютились в оставшихся чудом постройках по тридцать человек, землянки копали. Та первая зима после освобождения была самой трудной и голодной. Правду сказать, немногим легче стало и потом. Весной 1944-го стали засевать поля, пахали на себе, лен сеяли, восемь человек плуг тянут – девятый пашет. Как вспомнишь – откуда только силы брались, ведь такую страшную войну пережили…

Война еще долго напоминала о себе. Немцы, покидая захваченные территории, оставляли «подарки» в виде блестящих игрушек, на которые попадались дети. Пытаясь поднять их с земли, одни деревенские ребятишки погибали на месте, другие оставались инвалидами на всю жизнь: взрывом им отрывало руки и ноги. Немало горя принесла война мирным людям даже после окончания…

В труде

Зимой 1947 года Татьяна Федотьевна вышла замуж за соседского парня. Прожили с Михаилом Максимовичем сорок лет. Вместе честно трудились в колхозе, растили детей, помогали воспитывать внуков.

Сегодня Т.Ф. Митрофаненкова живет в деревне Лубня Хохловского сельского поселения вместе с дочерью Ниной Михайловной. У бабушки четверо внуков, двое правнуков и двое праправнуков.

Большую жизнь прожила наша героиня. Ее 95-й день рождения – не иначе как подарок судьбы за трудолюбие, человечность и бескорыстие.

Елена ТРУФАНОВА.