2020-й год – особый для Смоленского района, юбилейный. Он проходит под знаком 90-летия со дня основания муниципального образования. А сколько чудесных людей появились за это время на свет и внесли свою лепту в историю района! Среди них замечательная женщина-труженица, жительница деревни Богородицкое Анна Дмитриевна Чумакова.
Будучи почти ровесницей района, она помнит и бережно хранит в памяти главные этапы его становления, военные и послевоенные годы, время больших перемен.
– Я самой судьбой с районом связана, – говорит моя собеседница.
Сороковые – роковые…
Когда началась Великая Отечественная война, Анне исполнилось лишь 8 лет, и она была самым старшим ребенком в многодетной крестьянской семье. Отец ушел на фронт, а жена с четырьмя детьми осталась на оккупированной врагом территории.
Деревня Мамуры в Касплянском районе, где жила семья, стояла в лесу, и немцы старались обходить ее стороной: боялись партизан, но частенько приезжали сюда с нашими военнопленными на заготовку леса. Так было и в тот раз.
– Стояла слякотная осень, и одна из четырех машин сломалась, – вспоминает Анна Дмитриевна. – Немцы пытались починить ее, им помогали полицаи. И тут на подводе, запряженной лошадью, подъехали двое мужчин и предложили подвезти немцев до деревни – мол, тут партизан полно, и оставаться в лесу небезопасно. Моя подруга Катя Соленкова шепчет мне: «Это же партизаны, я их узнала». Больше тех немцев никто не видел… Кстати, мы с Екатериной Прохоровной дружим до сих пор, живет она в Смоленске и, я уверена, помнит, как мы в лесу стали свидетелями этой сцены.
Отец Анны погиб в 1942 году, болезнь и голод унесли жизнь одного из детей. Выживали, как многие другие. Надеяться семье, в которой не стало единственного кормильца, было не на кого.
У станка
Едва закончилась война, Анна пришла работать на Смоленский льнокомбинат. Двенадцатилетняя девочка училась в школе фабрично-заводского обучения и трудилась у станка в три смены. А по выходным такие же худенькие и изможденные, как она, подростки восстанавливали разрушенные цехи завода, разгребая завалы и собирая целые кирпичи. На каждого доводилась норма – 200 штук.
Спали прямо здесь же, в цехе, на трех человек было две кровати: пока одни отрабатывали рабочую смену – другие отсыпались. Кормили вполне прилично, во всяком случае, питание было лучше, чем в голодной деревне.
Почти сорок лет проработала Анна Дмитриевна на предприятии, пройдя путь от простой работницы до заместителя директора льнокомбината. Вела большую общественную работу, писала стихи в стенгазету, печаталась и в районной газете «Сельская правда».
Анна Чумакова состоялась в жизни как производственник, как жена и мама, нашла себя в творчестве, но было одно, что не давало ей покоя: больше всего хотелось узнать, как погиб и где похоронен отец Дмитрий Потапович Осипов. Как выяснилось позже, герой погребен в одной из белорусских деревушек, а позже был перезахоронен под Витебском. Его имя высечено на мемориале погибшим воинам.
Спустя много лет взрослая дочь получила возможность навестить могилу отца и вместе с мамой и сестрами отдать дань памяти близкому человеку. В разные годы Анна Дмитриевна не упускала возможности посетить памятное место, приезжая сюда уже с детьми и внуками, для которых это стало частью семейной истории и которые также будут беречь воспоминания о своем герое…
Для души
Уже много лет наша землячка живет в деревне с благозвучным названием и более шестнадцати из них является председателем общества ветеранов Козинского сельского поселения. Деятельная натура этой женщины не позволяет ей проводить время в праздности. Анна Дмитриевна самостоятельно ведет хозяйство, старается быть в курсе местных и районных новостей. В числе других периодических изданий она с удовольствием читает и нашу газету.
– Больше всего в «Сельской правде» мне нравится узнавать о таких же, как и я, пожилых людях, о том, какую жизнь они прожили, что заботит их сейчас, – делится А.Д. Чумакова. – За каждой судьбой – история целого района и всей нашей страны. И как радостно ощущать себя ее частичкой!
Елена ТРУФАНОВА.
Из поэтической тетради тетради Анны Чумаковой
* * *
А вчера морозец крепкий
Лужи грязные сковал.
Мальчуган, проснувшись рано,
Свою деревню не узнал.
В переулке стало тихо,
Дым из труб идет столбом,
И как будто обновился
Вдруг соседский старый дом.
Белым снегом, первым снегом
Запорошило поля.
Здравствуй, наша удалая
Белоснежная зима!
И скотину гнать до стада
Мать сыночку не велит.
«Застегнуть шубенку надо!» –
Строго вслед ему кричит.
А мальчишке вот уж радость:
Зима снежная пришла!
Здравствуй, здравствуй, удалая
Белоснежная зима!
* * *
Уходят годы, в том числе и жизнь,
С чем нелегко подчас смириться.
А ты всё ниже клонишься к земле,
Как будто ищешь место приземлиться.
* * *
В старости кажется всё неприглядно,
Но вспомнить о прошлом бывает отрадно.
Пройдена жизни большая дорога,
Много увидено, сделано много…
Радость от прежней работы, от встреч
В сердце своем постарайся сберечь.
Руки замерзнут – так грелкой согрей,
Только живи и душой не старей!