Мотылек – символ творчества Евгении Щукиной

В одном из недавних выпусков мы рассказывали о том, что в поселке Авторемзавод Катынского сельского поселения появился необычный арт-объект, ставший новой достопримечательностью населенного пункта. На стене ресторана появилось огромное граффити, которое уже почти месяц радует глаз жителей Смоленского района и приезжих. Автором «Дома с мотыльками» является смоленская художница Евгения Щукина.

Processed with VSCO with 6 preset

Мы пообщались с автором арт-объекта. Узнали, как девушка выбирала место для своего произведения, сколько времени и краски понадобилось для написания картины, а также чем вдохновляется Евгения перед созданием своих работ.

Символизм и иллюзии

– Евгения, как возникла идея «Дома с мотыльками»? Почему именно мотыльки?

– Мотыльки – это часть моей визуальной идентичности. И работа в контексте современного искусства. Мне интересно исследовать тему иллюзий, несуществующих и надуманных предрассудков, страхов, комплексов и то, как это можно отразить на внешнем изображении человека. Хрупкие, переменчивые, быстро исчезающие, незаметные невооруженным глазом, мотыльки стали символом моментальных ощущений, которые могут быть обманчивы и в одно мгновение перестать быть актуальными, но оставят след в восприятии смотрящего человека.

У меня есть серия работ с мотыльками – это маленькие рассказы о взаимодействии с вымышленными мнениями, сомнениями и идеями в наших головах. И эта работа не стала исключением. Расположенная рядом со свадебной аркой, она повествует о волнениях влюбленных, за которыми мы не видим людей объективно настоящих.

– По какому принципу выбрала место для произведения?

– Я давно мечтала заполучить целый фасад для большой работы. И он сам нашел меня. Владельцы банкетного зала увидели мою работу на торце кинотеатра «Современник» с международного фестиваля Meeting of Styles и решили, что хотят сделать еще одну достопримечательность. И пригласили меня выполнить эту работу.

– Сколько времени заняло написание граффити? И сколько потребовалось краски для создания шедевра?

– 13 рабочих дней. Примерно 52 баллона пусты и около 56 начаты, закончены наполовину или почти закончены.

– Помогал ли тебе кто-нибудь в создании картины?

– Папа, который привозил и забирал меня каждый мой рабочий день. И три юных школьника – Данила, Даша и Лера. Они приходили ко мне регулярно, здорово меня подбадривали, приносили и уносили баллоны и даже закрасили небольшой кусочек фона. Еще мне фантастически повезло с погодой, из-за чего всё это показалось каким-то летним школьным приключением с новыми друзьями, с которыми просто хорошо и весело.

Альбом и набор фломастеров

– Как началось твое творчество?

– Начало положили новые альбом и набор фломастеров, которые я находила под подушкой в каждый свой день рождения в дошкольном возрасте.

– Как подбираешь цветовую гамму для своих работ, преобладают ли любимые цвета?

– Моя жизнь делится на периоды, когда мне нравятся определенные цветовые сочетания и оттенки, но у меня никогда не было постоянного любимого цвета. Я непостоянна в своих цветовых вкусах. Всё зависит от целей работы. Насколько цвет помогает в решении визуальной проблематики конкретного произведения.

– Есть ли у тебя какие-нибудь ритуалы и приметы, которым ты следуешь, прежде чем начать творить?

– Момент выдоха. Обожаю приходить в мастерскую, делать себе ягодный чай или покупать по пути вкусный кофе с малиной, вваливаться в диван с подушками и расслабляться, а также настраиваться, перед тем как начать работать.

– Продолжи фразу: я никогда не нарисую…

– …так, как рисуют дети или люди, не умеющие рисовать. Обожаю это. Ношу смешной «кривой» рисунок мужа в паспорте, храню коллекцию детских работ с педагогической практики и странные рисунки друзей. К сожалению, так я никогда не нарисую.

Любовь к своему делу

– Есть ли у тебя художники-кумиры и с кем из них тебе бы хотелось встретиться?

– У меня нет таких кумиров. Я даже не думаю об этом. Мне интересно попадать на выставки или в журналы с сильными художниками с прекрасной карьерой и ощущать себя с ними на одном уровне. Так я чувствую свой рост и получаю от этого удовольствие. Так мне было зашкаливающе приятно попасть на выставку в галерею Филадельфии, где выставлялись художники, чей визуал долгие годы вдохновлял меня. Более того, моя работа была на афише этой выставки, и это был восторг! И дико радуюсь, когда меня покупают в Нью-Йорке или Лондоне, это кажется чем-то из детской мечты. Даже если это просто публикации на каком-то крупном арт-портале рядом с уважаемыми коллегами. А самое прекрасное, что сейчас есть «Инстаграм». Ты легко можешь написать любому крутому художнику, и чаще всего он ответит. И потому нет смысла мечтать и хотеть.

– Евгения, как ты думаешь, важно ли образование для художника?

– Для того чтобы научиться рисовать, важна многолетняя практика и любовь к своему делу, не образование. Для того чтобы развиваться в современном искусстве, придется заниматься образованием. Самому или с помощью других, если есть возможность получить это образование. Конечно, это актуально. И имеет ценность на любом этапе творческого становления.

– Какую масштабную работу мечтаешь выполнить?

– Мечтаю о холсте размером с девятиэтажное здание. Но это очень сложно в плане организации и стоимости. До весны эти размышления находятся в пассивном состоянии.

– Над чем сейчас работаешь?

– Сейчас тружусь над личными проектами и созданием новых работ в целях сотрудничества с галереями и своего дальнейшего художественного становления в мировой арт-индустрии. Они тоже посвящены иллюзиям, сомнениям и страхам.

Настя МАЗНЕВА, Владлена РОТАРЬ