13 ноября отметила 95-й день рождения жительница Смоленского района Анастасия Федоровна Гращенкова. С поздравительным адресом в дом юбилярши в деревню Ракитня-2 приехала заместитель Главы муниципального образования «Смоленский район» Анна Криворот, которая преподнесла имениннице букет цветов, подарок и приветственный адрес от Главы района Ольги Павлюченковой. Сердечно поздравила и передала А.Ф. Гращенковой письмо от Президента Российской Федерации глава Гнездовского сельского поселения Е.С. Соловьева.

Зная юбиляршу много лет, Елена Сергеевна подчеркнула, что таких людей, как Анастасия Федоровна, остались единицы, она – настоящая труженица, которая работала на благо района долгие годы. И даже в преклонном возрасте не сумела остаться не у дел. Шутка ли сказать: до 90 лет держала корову в личном хозяйстве.

– Меня сохранил труд, – улыбается на это наша землячка. – Сколько помню себя, всё бегом. Бывало, что и присесть некогда было. К работе приучена сызмальства была: с шести лет доверили пасти гусей, а чуть постарше стала – и косить, и сажать, и лен брать научилась.

У Анастасии было 11 братьев и сестер, да выжили только семеро детей. Жили по меркам того времени небогато, но и не бедствовали.

Настя окончила семь классов. Училась легко и с большим интересом, ежегодно получала похвальные грамоты. Особенно нравились девочке русский язык и литература. Она лишь однажды пропустила занятия: в этот день ушел из жизни любимый дедушка.

– Это сейчас у ребят портфели, тетради да ручки с карандашами всякие, – рассуждает она. – А у нас, кроме огромного желания учиться, не было ничего. Бывало, книжки в платок завернешь, подмышку сунешь да идешь на занятия в любую погоду. Благо, хоть школа близко находилась, всего в полутора километрах. А как нас учили!.. До сих пор, кажется, смогла бы диаграмму по ботанике по памяти нарисовать, – продолжает собеседница. – Писала я очень грамотно и читать любила всегда.

Удивительно, но Анастасия Федоровна знает не только всю советскую классику, но и помнит имена и произведения зарубежных авторов. И не только о литературе, но и о политике, современной жизни она имеет собственное мнение, которое сложилось благодаря эрудиции, потрясающей памяти и жизненному опыту.

Пришла беда – открывай ворота

В тот июньский день Настя с матерью была в городе. Не успели сделать покупки, как страшная весть обожгла словно огнем: война! Поспешили домой.

Несмотря на то, что отцу было уже 50, он добровольцем ушел на фронт и пропал без вести. Старший брат Дмитрий прошел всю войну, в мирное время работал директором школы на Кавказе.

– Фильм «Судьба человека» – это часть моей семейной истории, – говорит А.Ф. Гращенкова. – Всё это пережила и я…

Всего два месяца оставалось до освобождения Смоленщины, когда местный староста приказал молодежи приехать в Рудню. 7 августа 1943 года девушек и парней из Смоленской и других ближайших областей погрузили на товарняк и повезли в неизвестном направлении.

– Нет, мы особо не противились, подчиняясь силе, потому что понятия не имели, куда и зачем едем, – вспоминает она. – Здесь были почти все знакомые из Верховской школы. Немецкие прихвостни обещали хорошее питание и работу.

Пленники прибыли в маленький городок на территории Польши. Всюду, куда ни глянь, стояли бараки, их было много, и в каждом – десятки несовершеннолетних узников.

Тут из угля делали синтетический бензин. Работа была не тяжелая, но грязная и пыльная, да разве можно было физическим трудом испугать крестьянскую молодежь? Гораздо страшнее была неизвестность и думы о близких.

Освобождение

– 6 мая 1945 года я запомнила на всю жизнь! – восклицает Анастасия Федоровна. – Три праздника было в этот день: пасха, воскресенье и освобождение. Официально днем капитуляции Германии считается 9 мая, но нам ранее сказали, что войне конец.

На родину она вернулась 31 мая 1945 года. Нищета и разруха была страшная. Родные и не надеялись на встречу, наслышаны были о зверствах фашистов, сжигающих людей в печах.

Та первая мирная весна была холодной и поздней – в Германии уже сады цвели, а на родине едва почки на деревьях набухли.

Работа, любовь и индийское кино

Пошла Настена работать на ферму, телят выпаивала, коров доила. Жизнь налаживалась, хлеба стало больше, скот держать стали.

По вечерам в клубе собирались: «Девчат около ста было, ребят, конечно, много меньше».

Так случилось, что судьбу свою Анастасия нашла в соседней избе. Алексея она знала с детства. После службы в армии он вернулся домой и новым, мужским взглядом оценил проворную улыбчивую девушку-соседку.

Семейный союз Гращенковых оказался прочным и надежным. В браке Анастасия Федоровна и Алексей Алексеевич прожили более сорока лет, вырастили четырех дочерей, дождались внуков.

Близкие и знакомые говорят, что у нее легкий характер. Так же, как она сегодня ладит с дочерьми, прекрасно уживалась и с родными мужа, когда в качестве снохи переступила порог чужого дома.

– Свекрови у меня не было, – рассказывает юбилярша. – А со свекром жили дружно. Такой уж он был хороший!.. Ну, наверное, и я была неплохая, – улыбается эта мудрая женщина. – Нас учили хорошему, уважать и почитать старших. Как к отцу к нему относилась, и он меня очень уважал и оберегал.

И еще об одном увлечении рассказала нам Анастасия Федоровна в день своего юбилея.

– Помню, в клуб стали привозить индийские фильмы. В то время это было в новинку. Песни, танцы, красивые одежды – разве кто-то мог остаться к этому равнодушным?

Свекор с пониманием относился к моей страсти и всегда оставался с внучками, когда мы с мужем ходили в кино. Он с нетерпением ждал, когда я приду и расскажу очередную историю из другой, придуманной жизни.

А описывала невестка сюжет так красочно и умело, что у старого человека, бывало, и слезы на глазах выступали, а за ним и Настя начинала плакать, вновь проживая чужую жизнь.

Жизнь – загадка, всегда ее мало

– Ваша жизнь быстро прошла? – спросила я Анастасию Федоровну.

– Встала сегодня в 5 утра, кур кормить идти – темно, и стала я подводить черту своей жизни. И голодала, и в плену была, и работала от темна до темна. А когда я жила? Вроде и обижаться на судьбу грех, ведь мало кому удается такой юбилей встретить, но кажется, что и не жила вовсе…

Анастасия Федоровна ненадолго задумывается, на ее лицо набегает тень. Но тут же, прогнав печаль, она вновь улыбается нам, своим мыслям, миру, что давно и прочно поселился в ее душе.

Спасибо вам, уважаемая Анастасия Федоровна, за мудрость и открытость, за любовь к жизни и людям. Пусть дни ваши будут согреты заботой близких, а беды обойдут стороной. С юбилеем!

Елена ТРУФАНОВА.