Актуальное интервью с майором полиции Денисом Геращенковым

10 ноября свой профессиональный праздник отметят все подразделения полиции, включая и ПДН – подразделение по делам несовершеннолетних.

smart

Роль этой службы прежде всего заключается в профилактике преступлений, которые могут быть совершены подростками. Вторая задача – профилактика семейного неблагополучия.

– Если родители ведут асоциальный образ жизни, нигде не работают, то ребенок находится в ситуации, которая может толкнуть его на совершение преступления, – рассказывает начальник подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД по Смоленскому району майор полиции Денис Михайлович Геращенков. И это не означает, что такой подросток изначально «плохой». Ему просто, может быть, нечего есть, что и стало, например, причиной кражи.

Не следует забывать, что есть еще преступления, совершаемые в отношении малолетних. В частности, вовлечение в преступную или антиобщественную деятельность. Это могут сделать родители и любые взрослые лица.

С начала этого года у нас было выявлено два факта, когда подростки участвовали в кражах. В отношении взрослых были возбуждены уголовные дела, а подростки (17 и 16 лет) были поставлены на учет в подразделении по делам несовершеннолетних.

Кстати, завлекая в совершение преступления, несовершеннолетним зачастую говорят, что, даже если их поймают, им всё равно ничего не будет. Это неправда. Возраст уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством наступает с 14 лет. И если подросток был вовлечен в совершение преступления, то он вместе со взрослым привлекается к ответственности. Наказания, конечно, несопоставимы. Взрослый может получить и реальный срок. Если для несовершеннолетнего это первое правонарушение, то к нему могут быть применены только меры воспитательного воздействия.

На учете

– И как часто малолетние жители Смоленского района участвуют в совершении преступлений?

– Я пришел в подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции по Смоленскому району в 2004 году и могу сказать, что за это время количество преступлений, совершаемых подростками, снизилось. И снизилось довольно значительно. За девять месяцев этого года подростки совершили 15 преступлений. Не берусь говорить, много это или мало. Но следует учитывать и протяженность муниципального образования, и то, что на его территории проживают порядка десяти тысяч несовершеннолетних граждан в возрасте до семнадцати лет.

– А на учете в ПДН сколько сейчас состоит детей?

– Цифра эта не статична, она постоянно меняется: кого-то с учета снимают (за хорошее поведение или по выходе из несовершеннолетнего возраста), кого-то ставят. Но в настоящее время у нас на учете состоят порядка 35 подростков. Исходя из общей численности детского населения Смоленского района, не так уж и много. Да и мы ставим на учет в основном только в тех случаях, когда видим, что подросток, если его сейчас не остановить, может стать настоящим преступником.

Но на учете у нас в подразделении состоят не только сами подростки, но и неблагополучные семьи. Таких порядка 75–80. Здесь тоже цифра в течение года меняется. Кого-то ставят на учет, кого-то снимают. Для последнего есть два основания: исправление или лишение родительских прав. Ну или если ребенок достиг 18-летнего возраста, то такая семья тоже снимается с нашего учета.

Личное дело

– Если ребенка поставили на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних – это клеймо преступника на всю жизнь?

– Нет, конечно. Мы разъясняем и родителям, и самим детям, что это вовсе не на всю жизнь. В этом отношении гораздо хуже обстоят дела у тех, кто привлекался к уголовной или административной ответственности. В интернете есть базы данных, где вся эта информация имеется. Да и работодатели сейчас, как правило, запрашивают эти сведения у человека, перед тем как принять его на работу. Но что касается постановки на учет в подразделении по делам несовершеннолетних, то этими сведениями ни при приеме на работу, ни при поступлении на учебу никто не интересуется.

– Денис Михайлович, и какие преступления чаще всего совершают подростки?

– Чаще всего эти преступления носят корыстную направленность. Преимущественно это кражи. Редко, но встречается нанесение телесных повреждений различной степени тяжести. В последнее время зафиксированы факты сбыта наркотиков.

Чтобы не пил, не курил

– Насколько распространено употребление алкоголя и наркотиков в молодежной среде?

– Когда я только пришел на работу в подразделение по делам несовершеннолетних, то в законодательстве не было даже административной ответственности за распитие пива в общественных местах. А теперь подросткам запрещено распивать любые спиртные напитки даже у себя дома. Употребление алкоголя для них уже становится поводом для постановки на учет. К сожалению, некоторые наши школьники умудряются приходить в образовательные организации в состоянии алкогольного опьянения и даже употреблять там спиртные напитки. Но мы оперативно реагируем на такие случаи, пресекаем и проводим соответствующую профилактическую работу.

А что касается наркотиков, то проблема здесь более сложная, хотя бы уже потому, что наличие их в организме сложнее выявить. Даже если мы заметили, что подросток ведет себя как-то странно, то, когда привозим его на медицинское освидетельствование, он отказывается его проходить, поскольку прекрасно понимает, что в случае обнаружения в его крови наркосодержащих веществ будет поставлен на учет в наркологическом диспансере. А в будущем это создаст определенные сложности, например, при получении водительского удостоверения.

К тому же, наряду с употреблением наркотиков, зафиксированы случаи, когда подростки участвуют в их распространении. За сбыт в этом году был задержан молодой человек, он, правда, житель Заднепровского района, но продавал наркотики у нас в Гедеоновке. Но данного рода преступления – это уже не компетенция подразделения по делам несовершеннолетних. В полиции есть специальная служба, которая занимается этими вопросами.

Где мой ремень?

– Денис Михайлович, могу предположить, что родители по-разному реагируют на факт совершения ребенком правонарушения с последующей постановкой его на учет в подразделении по делам несовершеннолетних. Одни отнесутся к этому адекватно, начнут больше внимания уделять своему чаду, интересоваться его жизнью. А другие же хватаются за ремень или применяют другие формы «воспитательного» рукоприкладства…

– В большинстве случаев родители понимают, что с ребенком произошло что-то из ряда вон выходящее и ему требуется особое внимание. Такие мамы и папы охотно контактируют с сотрудниками нашего подразделения, со школьными педагогами, выполняют все рекомендации, чтобы не допустить ухудшения ситуации.

Но есть и такие, кто заявляет: «Ну чего вы привязались к ребенку: не украл, не избил, подумаешь, разок покурил или выпил, так что его теперь за такой пустяк сразу на учет ставить? Не лезьте, сами разберемся».

А бывает и наоборот, когда родители, узнав, что их ребенок совершил какое-то правонарушение и его ставят на учет, начинают проявлять по отношению к нему агрессию. Мы разъясняем родителям, чтобы они усилили контроль за ребенком, проявили к нему больше внимания, а они в ответ: вот только придем домой – он у нас получит! В таких случаях мы сразу им объясняем, что негативное морально-психологическое воздействие, причинение боли или нанесение побоев подростку являются основанием для привлечения к уголовной ответственности. Процесс воспитания в зависимости от обстоятельств может быть и жестким, но ни в коем случае не жестоким и без применения психологического и физического насилия.

Но случаи, когда родители, узнав о постановке детей на учет, начинают на эмоциях на них кидаться, были. В конце 2019 года за жестокое отношение к шестнадцатилетней дочери привлекалась к уголовной ответственности мать.

– А как вы узнаете о фактах жестокого обращения с детьми, когда оно происходит со стороны родителей?

– По-разному. Об этом могут сообщить соседи, сотрудники администрации поселения, учителя или медицинские работники, которые проводят плановый осмотр детей в школе и обнаруживают синяки у кого-то из них. Они и сообщают нам о телесных повреждениях. Начинаем проверять, и выясняется, что отлупили отец или мать.

– Денис Михайлович, какие из сельских поселений Смоленского района доставляют наибольшую головную боль подразделению по делам несовершеннолетних?

– Я бы не сказал, что есть какие-то наиболее проблемные сельские поселения. Одно время таким было Катынское сельское поселение. Но по итогам девяти месяцев этого года и там не наблюдается какого-то аномального роста подростковой преступности. Во всех сельских поселениях Смоленского района ситуация контролируемая.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ