Татьяна Григорьевна Прокопцова отмечает 45 лет педагогической деятельности

Учительница первая моя,

Благодарю судьбу, что не другая,

По-матерински строго, но любя,

Ты жизнь узнать нам помогала.

Учительница первая моя…

Независимо от того, сколько лет прошло с момента окончания школы, все мы помним имя, отчество и фамилию нашей первой учительницы. Ее взгляд, манеру преподавать, а также бережно храним ее фото и образ.

Об учительнице начальной школы Татьяне Григорьевне Прокопцовой ученики всегда вспоминают с уважением и любовью… И без страха отдают теперь уже своих внуков в ее надежные руки.

В октябре учитель начальных классов Касплянской средней школы Татьяна Григорьевна Прокопцова отмечает 45-летие педагогической деятельности. Из них 44 года она отдала Касплянской средней школе. 45 лет… Тысячи классных и внеклассных часов, тысячи проверенных тетрадок, звонков на урок… Такие волнующие первые встречи с первоклассниками и не менее трогательные выпуски начальной школы…

О педагоге нам рассказала ее коллега – бывший директор Касплянской средней школы Раиса Николаевна Струженкова.

Сложный путь

Раиса Николаевна Струженкова проработала с нашей героиней бок о бок в Касплянской школе 42 года, поэтому она хорошо знает и помнит все этапы профессионального роста коллеги. «Помню, когда она пришла в нашу школу, работала, совершенствовалась, и хочется сказать, что это находка и для администрации, и для детей, и для родителей», – говорит Раиса Николаевна.

Педагоги вместе прошли сложный путь перехода от советской педагогики к современной системе образования. Этот переход требовал понимания инноваций, анализа современных требований, сохранения всего лучшего из прошлого опыта и освоения нового содержания: и программ, и методик, и требований, и концепций. Татьяне Григорьевне удалось в полной мере стать современным учителем, освоить современные технологии. «Хотя, как говорится, технологии не самое главное, а главное – личность учителя», – поясняет бывший директор.

Любовь к детям, к своей профессии явилась основой для профессионального роста Татьяны Григорьевны. Она окончила педагогический колледж, заочно – педагогический институт, а также на протяжении всей школьной жизни занималась самообразованием и сегодня продолжает жить своей работой и своим творчеством.

Татьяна Григорьевна – прекрасный методист, каждый урок отличается находками, интереснейшими приемами, каждый урок имеет изюминку, и всё – ради достижения хорошего результата. Ученики признаются: для них уроки у Татьяны Григорьевны проходят быстро, легко и увлекательно. Именно такой принцип учения с увлечением когда-то был и в советской школе. Он остается сутью работы педагога и по сей день.

Отношения с детьми

По словам Раисы Николаевны, у ее коллеги складываются особые отношения с учениками, и это можно назвать ее неповторимым педагогическим почерком. Она умеет увидеть в каждом ребенке способности, таланты и развить их по максимуму. Все дети в ее классе поют и танцуют. Учитель и сама замечательно поет. Ее ученики с удовольствием участвуют в различных конкурсах (причем, надо сказать, успешно), пишут проекты, умеют работать в коллективе, они очень открыты и всегда готовы на контакт с учителем. Особенно это заметно, когда ее ученики переходят в 5-й класс к разным учителям.

«У Татьяны Григорьевны нет хороших и плохих учеников, для каждого учитель находит возможность самореализации, каждому создает ситуацию успеха, поэтому все ее ученики, перейдя в 5-й класс, чувствуют себя равными, не испытывают комплекса неполноценности, у них нет желания кого-то унизить из тех, кто учится слабее», – продолжает повествование Раиса Николаевна.

Любовь к детям у Татьяны Григорьевны проявляется не просто на словах, а в делах и поступках. Раиса Николаевна привела несколько примеров таких ситуаций: «Она как-то предложила родителям девочки из отдаленной деревни, чтобы ребенок пожил у нее одну-две недели, чтобы подтянуть ее до уровня класса».

Вспоминает бывший руководитель школы и еще одну ситуацию, которая произошла несколько лет назад: как-то уставшая Татьяна Григорьевна по возвращении из паломнической поездки решила не ехать домой в Касплю, а заняла очередь перед кадетским корпусом, чтобы определить туда мальчика из социально неблагополучной семьи.

Несмотря на то, что дети после окончания начальной школы уже не являются ее учениками, Татьяна Григорьевна не перестает участвовать в их жизни. Например, она по личной инициативе поехала в Смоленск навестить бывшую ученицу – девочку-сироту, которая поступила в колледж после 9-го класса. У девочки возникли небольшие проблемы в колледже.

«Вы понимаете, что по приказу свыше это невозможно делать, это только по призванию и по душевной потребности. Принцип ее работы – надо действовать. Не надо охать, ахать, сочувствовать на словах, сожалеть о чем-то, а надо помогать… Она поддерживает связь со своими учениками на протяжении многих лет. И надо сказать, что дети за ее такую искреннюю заботу, любовь тоже платят ей любовью», – продолжает рассказ Раиса Николаевна.

Пятиклассники и шестиклассники на перемене, как только появляется свободная минутка, бегут к ней в класс, чтобы сообщить своей первой учительнице об успехах или проблемах. Они чувствуют потребность продолжать общение с учителем.

Татьяна Григорьевна к любому родителю, какое бы он ни имел образование, положение в обществе, относится уважительно, иногда ненавязчиво и деликатно воспитывая и взрослых. «Любой конфликт старается погасить в зародыше, а лучше – предупредить его, поэтому и родители ее союзники. И считают за честь, чтобы дети попали в ее класс», – уважительно отзывается о коллеге Раиса Николаевна.

Личные успехи

Учитель имеет высшую квалификационную категорию. Результаты учебной и воспитательной работы, положение и авторитет в коллективе – всё это соответствует высшему педагогическому «разряду».

Татьяна Григорьевна многие годы руководила методическим объединением учителей начальных классов не только Касплянской школы, но и близлежащих школ. Изучала и распространяла современные научные тенденции, была лауреатом районного конкурса «Самый классный классный», активно участвовала во всех направлениях школьной жизни, и не только: на селе она долгие годы являлась участницей художественной самодеятельности.

Коллеги отмечают: Татьяна Григорьевна по характеру человек волевой, твердый, принципиальный. Она умеет сказать твердо свое мнение и коллегам, и родителям, и детям. «Но всё это идет, как говорится, от добрых побуждений, от чистого сердца. Бывают сложности, проблемы, но они нередко случаются в школьной жизни. Она умеет не жаловаться, а работать. Работать, работать и преодолевать эти проблемы», – рассказывает собеседница.

Прямолинейность и откровенность не всегда бывают по душе остальным. Но вместе с тем педагог никогда не оскорбит, не обидит, не унизит собеседника. И никогда она не покажет своего превосходства. «На таких людей, как Татьяна Григорьевна, можно положиться, опереться, можно доверить и открытые уроки провести, и быть уверенной, что всё пройдет на высочайшем уровне. Хочется мне, чтобы благодарность, любовь, признательность учеников, родителей и коллег, как и прежде, давали силы Татьяне Григорьевне для новых творческих поисков и педагогического долголетия», – заканчивает свой рассказ Раиса Николаевна Струженкова.

И мы желаем крепкого здоровья Татьяне Григорьевне Прокопцовой, творческих успехов, а также энергии, сил и терпения!

Настя МАЗНЕВА