Рецепт крепкого семейного союза от супругов Панковых с 59-летним стажем

Павел Иванович и Валентина Петровна Панковы состоят в официальном браке 59 лет, но знают друг друга чуть ли не с рождения, они родились и прожили почти всю жизнь в деревне Подосуги Смоленского района. 12 лет назад в деревне кроме них никого не осталось, поэтому супруги решили перебраться в Лоино, что находится в 6 км от их родного населенного пункта. Здесь мы и навестили их, поздравив с присужденной наградой – медалью «За любовь и верность».

Деревенское детство

Семья, в которой воспитывалась Валентина Петровна (а тогда просто Валя) состояла из восьми человек, а у Павла Ивановича – из пяти. Родители обоих супругов работали в колхозе.

– И пахали, и сеяли, и молотили. Коровы были, телята, – отмечает Валентина Петровна.

Жили трудом и повседневными заботами, дни рождения, годовщины свадьбы родители не отмечали. Но всё же случались и радостные моменты.

– Когда урожай убирали, гуляли всей деревней, всем колхозом, пели песни, на выборы ходили с песней, – поясняет Павел Иванович.

Валентина и Павел вместе ходили в начальную школу, которая располагалась за 2 км от дома – в деревне Ясеновики.

– Голые и босые ходили в Демидовский район, потом в Денисове семилетняя школа была, 5-6 км пешком ходили. Бывало, зимой по снегу по пояс лезем гурьбой, толпой, никто никогда не подвозил, – рассказывает Павел Иванович.

Панковы вспоминают, что детей в школу вместе с ними ходило очень много, и сожалеют, что закончили только по 7 классов.

– Потому что не было ничего рядом. Нужно было ходить в школу в Касплю за 25 км от нас, а идти было не в чем. Это же послевоенное время было. А так – все предметы были любимые. Учиться очень хотели, но возможности не было, – признается Павел Иванович.

Несовершеннолетние узники

Оба супруга являются бывшими несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей. Однако со временем те страшные события стерлись из памяти Валентины Петровны. А в воспоминаниях Павла Ивановича война до сих пор перед глазами.

– О начале войны мы не знали, потому что были малые. Но, бывало, я стою возле дома на крылечке, у нас ручеек там был и мостик через него, а они (немцы) тихо едут через нашу деревню на мотоциклах с колясками. И я вот это наблюдал всё время…

По словам Павла Ивановича Панкова, через деревню Подосуги ездили и немцы, и партизаны. Примерно на середине дороги из Демидова в Рудню – в деревне Кашкурино – располагался немецкий штаб, откуда фрицы и курсировали по населенным пунктам. И в нескольких километрах от деревни Подосуги строили доты.

Павел Иванович рассказал нам в деталях и о том, как он стал несовершеннолетним узником немецкого концлагеря, где пробыл полгода. Недалеко от здешних мест дислоцировался партизанский отряд «Тринадцать», командиром которого был легендарный Сергей Владимирович Гришин, Герой Советского Союза.

– Этот отряд направлялся в Белоруссию и проходил через нашу деревню. Ночью останавливались партизаны в домах, топили печки, готовили есть, отдыхали. Партизаны ушли, а следом за ними появился карательный отряд из Каспли. Пришли полицаи и немцы. В нашей деревне полицаев не было, но они были в Марышках. Начали они деревню шурудить, – продолжает страшный рассказ Павел Иванович.

По его словам, фашисты расстреляли 10 человек, семья Павла Ивановича потеряла двоих – немцы убили старших братьев, сожгли половину домов в деревне.

– Людей выгнали на поляну, хотели расстрелять, и пулеметы уже расставили, а потом приехал какой-то офицер со стороны Лоино и велел прекратить расстрел, а людей согнать в лагерь, – делится подробностями спасения очевидец.

Местных жителей через Касплю, потом через деревню Новосельский пригнали в Каменку, где был организован немцами лагерь для партизанских семей. – Там не только из нашей деревни были люди. Пленных расстреливали, допрашивали, следствие вели какое-то. Партизан даже вешали, виселица была сделана, знаю, что 37 человек там убили. Некоторых отпускали на свободу… Мы тоже оказались узниками, в лагере были, – с дрожью в голосе рассказывает Павел Иванович.

Через полгода он с родными вернулся домой, в свою деревню. Только вот дома уже не было. Его спалили. На этом мытарства Панковых не закончились.

– В Романенках тоже был штаб местной полиции. Туда приходили из лагеря люди, им давали какие-то удостоверение или бумажку, оттуда возвращались домой в деревню, если было куда. Мы с матерью пошли в Костылево к знакомой женщине, неделю там побыли, а идти-то некуда, есть нечего. Потом в свою деревню перебрались. Поселили нас и несколько других семей в каком-то помещении на ферме, там и жили, – вспоминает о военном времени бывший узник фашистского концлагеря.

Отец Павла погиб в сентябре 1942 года в Демидовском районе. Обстоятельства его гибели известны:

– Отец возил партизанам продовольствие в отряды. Они в основном в Демидовском районе были. С каждой деревни подпольно собирали продовольствие, хлеб, который пекли.

Возвращаясь из одной из таких командировок, мужчина попал в засаду и был расстрелян.

Жизнь после войны

В 1943 году освободили Смоленщину, стали появляться небольшие колхозы, крестьяне начали обрабатывать землю. Валентина Петровна рассказывает, что вначале работать приходилась бесплатно, колхозникам ничего не платили, только трудодни ставили.

– Мы возили зерно от комбайна. Зерно насыпаем на весы, перевешиваем. Писали палочку эту трудодней, заработали больше тысячи трудодней, а хлеба не давали. На трудодни эти ничего не выходило. Зерно и хлеб – всё государству. Сортировали, женщины на решето сеяли, старики веяли, лопаткой перелопачивали, и всё в Рудню увозили. Работали все вручную, – делится воспоминаниями Валентина Петровна. И в 50-х годах Панковым жилось несладко. Голодали, приходилось собирать клеверные шишки по полям, печь хлеб из ботвы.

– Вспоминать трудно и страшно, – вытирает слезу бабушка Валя. По ее словам, чуть полегче стало в начале 60-х. В 1961-м был организован совхоз, и крестьянам стали хоть немного платить деньги: «Тонну сена нужно было накосить, высушить, состоговать – 9 рублей можно было заработать. Бывало, поедешь в Смоленск, наберешь на рубль пончиков, и вообще всего целый пакет и радуешься. А сейчас за рубль ничего не купишь, даже коробку спичек. А детей нужно было растить, в школу отправлять, одевать, обувать».

Семейное счастье

Панковы заключили брак в 1961 году. С нежностью супруги вспоминают, как зарождались их чувства. По словам Валентины Петровны, Павел ухаживал очень красиво: «Ходили на танцы за 7 км от нашей деревни, танцевали вместе, с танцев он меня провожал. Цветы дарил полевые, то сирени где наломает, то черемухи». Свадьбу сыграли в лучших традициях того времени – гуляли всей деревней. «Отмечали хорошо, – продолжает рассказ о своей семейной жизни Валентина. – В сельсовет за 7 км пошли расписались, а через две недели свадьба была у нас. Всей деревней гуляли. Было белое платье и фата была у меня, все было».

В браке у супругов родилось четверо детей, причем все девочки, а у тех – тоже девочки. Пятеро. Уже есть и одна правнучка – ей 11 лет. «Да, мужиков у нас нет», – улыбается Валентина Петровна. Но внучками супруги очень гордятся: «Внучки все замуж повыходили, получили все высшее образование. Семья большая, как приедут, как соберутся, так целая хата. Посещают часто, почти каждые выходные, то одни, то другие».

Сегодня хозяйства как такового у Панковых нет, если не считать собаку, двух котов да пчел. Но есть огород, где супруги выращивают картофель. Коротают свой день по-разному.

– Людей особо нет, сидишь, в окошко глядишь, как птицы летают. На улицу выйду, посижу немного. Если сильно нездоровится, то телевизор гляжу», – рассказывает Валентина Петровна. Еще бабушка любуется цветами – палисадник дома Панковых украшают лилии и розы, которыми в основном занимается молодое поколение.

Павел Иванович тоже нашел себе занятие по душе – пчеловодство:

– У меня времени свободного мало бывает, я пчелами занимаюсь. Особенно в теплый период. С весны нужно было подготовить все, рамки навощить и прочее. А тут вот роение наступило, надо смотреть, чтобы рои не улетели.

Кстати, Павел Иванович проработал 40 лет почтальоном. До сих пор любовь к чтению газет не утихла. Среди прочих выписывает и «Сельскую правду», которую, по его словам, читает «от корки до корки».

На просьбу поделиться секретом долголетия супруги отвечают, что их секрет – в трудолюбии и здоровом образе жизни.

– Мы трудились много, старались, отдали все силы и здоровье советскому обществу, – поясняет Павел Иванович. – И молодежи хотелось бы дать совет. Чтобы у них столько же было детей, сколько у нас, а не по одному. Учиться, работать, быть патриотами своей страны, уважать друг друга, к людям относиться хорошо и с вниманием, не держать зла, не завидовать, а помогать.

На вопрос, счастливые ли они люди, Панковы отвечают, что пока живут, «вот им и счастье». 20 июня их браку исполнилось 59 лет. Павел Иванович по этому поводу заметил:

– В следующем году будет 60 лет как мы с ней мучаемся. Ну, как говорят, жена должна быть одна на всю жизнь. Я и сейчас ее люблю.

Настя МАЗНЕВА, Владлена РОТАРЬ