Мир загадок и открытий Татьяны Гавриловой

Нынешний июнь для Татьяны Витальевны Гавриловой, учителя биологии Печерской основной школы, выдался особенно знаменательным. Она отметила юбилейный день рождения, 30-летие педагогической деятельности и стала победителем конкурса на присуждение премии «Лучший учитель Смоленской области 2020 года».

Поздравляя Татьяну Витальевну с ключевыми датами, мы не могли не поговорить о важнейших этапах ее жизни, приведших к успеху.

– Выросла я в самой обычной семье, – рассказывает она. – Главное, что воспитали в нас, детях, родители – Виталий Иванович и Валентина Григорьевна Воробьевы, – это чувство долга и ответственности по отношению к делу, которым занимаешься. Для меня они являются и образцом идеальной семьи. Мои родные не утратили тех светлых и чистых чувств, которые 57 лет назад соединили их. Многое из этих отношений я привнесла и в свою семью. И вот уже 20 лет счастлива в браке с мужем Виктором Николаевичем.

К родным истокам

Судьба моей героини как нельзя лучше подтверждает известное изречение о незыблемости родных корней. Татьяна Витальевна училась в Корохоткинской основной школе, потом – в Печерской средней, в 9–10-х классах – в школе № 22 г. Смоленска. После окончания Смоленского педагогического института вернулась в Печерскую школу уже учителем-предметником.

– На мой выбор повлияли учителя, которым я буду благодарна всю свою жизнь, – говорит Татьяна Гаврилова. – Юлия Андреевна Шарашенко – первая учительница, Анна Петровна – учитель биологии и химии и Алексей Федорович Ковалевы – учитель истории. На них мне хотелось быть похожей, поэтому терзаний по поводу выбора дальнейшего пути не возникало.

Ей как педагогу пришлось не только учить, но и лечить неокрепшие детские души, когда в 90-е были низвергнуты старые приоритеты, а новые пока не были найдены. Целиком и полностью оправдывая значение своего имени (Татьяна в переводе с древнегреческого языка означает «устроительница»), она всю жизнь стремится к совершенству во всем: в профессии, семье, хобби.

Татьяна Витальевна чувствовала, что ей не хватает именно психологических знаний, и получила второе высшее образование по специальности «педагог-психолог».

– Я всегда любила учиться, – подчеркивает Татьяна Гаврилова. – Считаю, что профессия педагога и подразумевает постоянное получение новых знаний. Учитель должен развиваться и быть всегда на шаг впереди, чтобы ученику хотелось за ним следовать.

Секреты учительского мастерства

У нее как у педагога со стажем есть свои методы и секреты, благодаря которым у детей не только не теряется любопытство, но и появляется пристрастие к предмету.

– Биология изучает мир живых существ, полный тайн, загадок и чудес, и тем она интересна, – считает Татьяна Витальевна. – Нужно обязательно любить то, что делаешь. Важно ориентироваться на ученика, позволить ему быть рядом, а не возвышаться над ним. Дети всегда чувствуют фальшь. Необходимо дать им понять, что они имеют право на собственное мнение, и не надо бояться его высказывать. Когда видишь огонек в детских глазах, хочется еще больше творить. Мотивация – один из самых сильных стимулов.

– А как у ребенка вызвать интерес к своему предмету?

– Всегда можно найти то, что его увлечет, к примеру, объединить науку биологию с проектной деятельностью. У одного ученика была двойка по моему предмету. Стараясь опираться на его интересы и желания, мы получили отличный результат – юноша на «4» сдал ГИА.

А еще для нее важно, чтобы ее дети, ее ученики, в любых жизненных ситуациях оставались настоящими людьми. Этому она учила и дочь Елену, а теперь и внучку. Четырехлетняя Майя уже знает названия многих трав.

– Может быть, она продолжит традицию и станет учителем биологии, – улыбается Татьяна Витальевна.

Где талантлив учитель, успешен и ученик

Сегодня Т.В. Гаврилова – учитель высшей категории, руководитель районного методического общества учителей биологии, награждена грамотой Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, грамотой Министерства образования РФ.

Стоит сказать, что профессиональному росту Татьяны Витальевны способствует и сам статус учебного заведения. И в этом, как она считает, безусловная заслуга директора школы Надежды Федоровны Рябиковой. Являясь прекрасным организатором и новатором, она не позволяет ни ученикам, ни педагогам останавливаться на достигнутом, постоянно стимулирует их знания, побуждает к участию в конкурсах, разделяет радость побед.

Печерская школа всегда была инновационной. Одной из первых в области она стала пилотной площадкой по внедрению ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня она входит в топ-10 лучших школ района. В прошлом году на базе территориального ресурсного центра № 2 МБОУ «Печерская СШ» проводился муниципальный этап олимпиады по 14 предметам.

– Мой ученик Андрей Дятлов стал призером регионального этапа в испытаниях по биологии, – делится Татьяна Витальевна. – В прошлом году ученица школы Мария Якунина набрала 98 баллов на ЕГЭ по профильному предмету. Такой блестящий результат дал девушке возможность поступить на бюджетное отделение медицинской академии. Бывший ученик школы Иван Подлипский – доцент Санкт-Петербургского университета.

Немалую роль в успехе детей играет и сама личность учителя. Татьяна Витальевна, как рассказали нам коллеги и школьники, носитель лучших качеств, которые дают основание уважать ее как педагога и как человека.

«Дистанционка» – новые возможности

– Татьяна Витальевна, не могу не спросить вас об обучении в период пандемии…

– Безусловно, с переходом на удаленную систему преподавания учителя столкнулись с проблемой организации работы. И мы, и дети не были готовы, прежде всего психологически, к новым реалиям, – говорит она. – За годы у педагогов выработались и формы общения с учениками, и способы подачи материала, поэтому сложности были не только технического характера. Пришлось осваивать новые методы и возможности преподавания. И хочу сказать, что «дистанционка» открыла новые ресурсы как для обучения, так и для преподавания.

Татьяна Витальевна признается: ей и ее коллегам очень хочется 1 сентября начать новый учебный год в привычном формате: «Мы надеемся, что вновь вернемся в нашу любимую школу и будем общаться по-настоящему, а не через экран компьютера. Ведь, согласитесь, даже самая качественная цифровая связь не заменит живого общения с учениками».

С Антуаном де Сент-Экзюпери

В свободное время, которого не так уж и много, Татьяна Витальевна отдает предпочтение вязанию. Ей подвластны и спицы, и крючок. Из-под рук мастерицы выходят великолепные пледы и шали. А еще она много читает. Среди любимых – Антуан де Сент-Экзюпери. Писатель призывал: «Не снабжайте детей готовыми формулами… обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не учите их, что польза – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого…». С автором согласна и Татьяна Гаврилова. Этим истинам она следует в своей деятельности, с ними идет по жизни. И это очень достойный путь!

Елена ТРУФАНОВА