Как справилась Пригорская школа с переходом на «удаленку»
Новая реальность, которая наступила с приходом коронавируса, изменила устоявшиеся представления даже о самых традиционных, консервативных вещах и процессах, к каковым относится и организация обучения в средней школе. До середины марта дистанционное обучение рассматривалось, конечно, не как сюжет фантастического романа, но и не в качестве актуальной формы организации преподавания, которую нужно внедрять здесь и сейчас. Эпидемия новой коронавирусной инфекции внесла свои коррективы. Дистанционную форму обучения пришлось вводить и одновременно осваивать практически по сигналу боевой тревоги.
Сложности у детей и взрослых
Ситуацию с переходом на дистанционное обучение и его перспективами анализирует директор Пригорской средней школы Валерий Павлович Понизовцев.
– Конечно, когда было объявлено, что после весенних каникул будет осуществлен переход на дистанционное обучение, мы попали в затруднительное положение. Если говорить конкретно о нашем учебном заведении, которое является территориальным ресурсным центром для школ, расположенных в южной зоне Смоленского района, мы уже имели опыт дистанционного проведения мероприятий, в частности совещаний. Но вот для детей занятия на «дистанте» мы не проводили, и опыта их проведения у педагогов не было.
С переходом на удаленную систему преподавания учителя сразу столкнулись с проблемой организации работы, когда дети находятся вне поля зрения учителя. Нужно было проконтролировать, чтобы дети без преподавателей, а иногда и без родителей, самостоятельно к определенному времени подключились к онлайн-платформе и в ходе урока не просто прослушали информацию по изучаемому предмету, но и провели работу, которую раньше делали в классе. С этим на первом этапе была сложность. Не все учителя психологически были готовы к организации работы в условиях дистанционного обучения. За годы работы у преподавателей уже выработались и формы общения с детьми, и способы подачи материала. Поэтому на начальном этапе дистанционное обучение вызвало у учителей некоторые сложности, особенно в техническом плане. Но все возникшие шероховатости были преодолены. Удивительно другое. Протест против перехода на дистанционное обучение выразили некоторые родители, которые говорили, что вот когда начнется обучение непосредственно в школе, ребенок и пойдет на занятия, а заниматься дистанционно он не будет. Пришлось таких родителей убеждать в том, что «удаленка» не на неделю, а на довольно продолжительное время, за которое ребенку предстоит освоить значительный объем школьной программы. И это очень важный момент, который мы доводили не только до детей, но и до взрослых.
Внеплановая перестройка
– Проведение дистанционного обучения априори предполагает, что у обучаемых и у обучающих есть соответствующие технические средства… – Действительно, не все учителя у нас имели возможность организовать процесс дистанционного обучения по месту жительства. Мы выдали пяти нашим педагогам школьные ноутбуки, чтобы они могли из дома проводить занятия. Для четырех детей, у которых отсутствовали технические средства для дистанционного обучения, была организована передача заданий в бумажном варианте. Они их выполняли и приносили на вахту в школу, откуда их забирали учителя для проверки и выставления оценок.
Еще одна проблема, которую высветило дистанционное обучение, это организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые зачастую не могут самостоятельно подключится к платформе и участвовать в процессе обучения. Но в сложившейся ситуации мы всё же нашли выход: я попросил учителей, которые разбираются в компьютерах, помочь таким детям.
Теперь, оглядываясь назад на прошедшие два месяца, скажу, что дистанционное обучение – это не так уж и страшно. Конечно, оно потребовало определенной перестройки работы коллектива. Причем следует учитывать, что коллектив – это не только педагоги, кто организует процесс обучения, но и сами дети, у которых на «дистанте» тоже возникли проблемы психологического плана. Это же очень важный момент для ребенка, когда учитель обращает конкретно на него внимание, заставляет что-то сделать, склонившись над партой, указывает, что и где нужно подправить… Такого личного общения «дистанционка» не дает.
В перспективе
– Валерий Павлович, значит ли это, что дистанционное обучение – мера вынужденная и потому временная, или у нее всё-таки есть перспективы на продолжение?
– Мое глубокое убеждение, что технические средства – это хорошо, но ребенок должен развиваться в коллективе и непосредственно, лично контактировать с педагогом. Но поверьте моему педагогическому опыту или, скорее, чутью, что дистанционная форма обучения теперь уже никуда не уйдет, она будет существовать и развиваться как одна из форм организации учебной деятельности. Простой пример – практически каждый год в школах на семь-десять дней объявляют в связи с гриппом карантин. Дети воспринимают его как дополнительные каникулы. А на самом деле масса времени, отведенного на освоение школьной программы, теряется впустую. Дистанционная форма проведения уроков позволяет решить эту проблему. На «дистанте» можно персонально работать и с отстающими учениками. Я не берусь прогнозировать – станет ли дистанционная форма обучения основной, но как одна из важнейших таких форм, я думаю, она будет существовать и совершенствоваться.
Идет экзамен!
– А как карантинные мероприятия в образовательных учреждениях отразятся на форме проведения Единого государственного экзамена? Его ведь нельзя провести удаленно…
– Для обеспечения безопасности детей изменен порядок рассадки в аудиториях. Если раньше ребята сидели друг за другом, то теперь парты будут расставлены зигзагообразно, что увеличит расстояние между ними. И в аудитории вместо 20–25 человек, как было раньше, будут находиться человек 10–11. Мы должны обеспечить расстояние между сдающими ЕГЭ полтора – два метра. Все школьники, которые сдают ЕГЭ, будут обеспечены масками и перчатками. Индивидуальные средства защиты будут выдаваться перед началом экзамена, и маски приобретены с таким расчетом, чтобы обеспечить их смену через два часа.
Я хочу поблагодарить в этой связи Главу Смоленского района Ольгу Николаевну Павлюченкову и председателя комитета по образованию Ирину Викторовну Лонщакову. За счет средств, выделенных из районного бюджета, аудитории, где будет проходить ЕГЭ, обеспечены санитайзерами и оборудованы рециркуляторами для дезинфекции воздуха. Конечно, маски, перчатки и другие атрибуты карантина создадут для детей дополнительную психологическую нагрузку, но я надеюсь, что даже в таких условиях они вполне успешно справятся с ЕГЭ.
Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ