Виктор и Валентина. Невыдуманная история семейной жизни

Есть в феврале для жительницы Смоленского района Валентины Адамовны Мишневой памятная дата, навсегда связанная с именем ее супруга – Виктора Ивановича, которому в этом году исполнилось бы 70 лет. Год назад он ушел из жизни. Но все прожитые годы прокручиваются перед мысленным взором моей героини вновь и вновь…

Беспечная юность

Семнадцатилетней девушкой появилась Валентина в Каспле, успев получить специальность «швея» и начав работать на комбинате бытового обслуживания. Валентина была на хорошем счету – надежная, ответственная, поэтому через год руководство комбината решило отправить ее на курсы повышения квалификации в далекий Куйбышев. Вернувшись через год уже закройщицей, она с удивлением отметила, что величать ее стали по имени-отчеству. Но мудрые старшие женщины примирили ее с этим. «Ты теперь специалист, – говорили они. – Невозможно тебя называть просто по имени».

Лет пятьдесят назад купить в деревне обновку было очень сложно – магазинов верхней одежды практически не было, да и обувных тоже. Селяне заказывали необходимое в комбинате бытового обслуживания. И так случилось, что вернувшийся из армии молодой человек, приглянувшийся нашей Валентине, обратился с просьбой сшить ему гражданскую одежду. И здесь нужно еще немного пояснить: этого парня она два года ждала из армии! Без всякой надежды! Когда-то на танцах в клубе она увидела, как прекрасный незнакомец вальсировал с другой девушкой, и это произвело неизгладимое впечатление на Валентину.

До сих пор она помнит, как дрожали ее руки и стучало сердце, когда пришлось делать замеры Виктору для пошива одежды. Но знакомство развития не получило. Молодой человек продолжал встречаться с друзьями и подругами, а Валентина… ждала! При этом иногда позволяла провожать себя другим парням. И это явно не нравилось ее избраннику. Она предчувствовала, что он все-таки не устоит перед ее чарами и обратит на нее внимание, и ждала своего часа. Валентина была настоящей красавицей, что заметно даже сейчас, достаточно взглянуть на нее.

Постепенно молодые люди стали общаться, находя друг в друге все новые привлекательные качества. Любовь Валентины, горящий в ней огонь воспламенили-таки сердце Виктора. В 1972 году они поженились. К тому времени Валентина уже ждала ребенка. И кто бы мог поверить, что их счастливые денечки сочтены, что ужасное несчастье будет проверять их на прочность не год и не два, а всю оставшуюся жизнь…

Накануне трагических событий

Но пока еще всё хорошо. Виктор работает монтажником-высотником в Смоленске, живет в общежитии, Валентина – в Каспле. Но это не может продолжаться бесконечно, семье надо быть вместе!..

Весенней порой Виктор возвращается в деревню и становится инструктором по физической культуре в ОПХ «Верховье». Молодые переходят в небольшой дом его родителей, где вместе с ними проживают уже восемь человек. Тесно! После беседы с директором ОПХ молодой мужчина соглашается помочь хозяйству в ремонте комбайна и уборке зерновых. И директор отдает молодым супругам освободившуюся квартиру. Радости не было предела! А после уборки урожая Виктор с Валентиной собирались переехать в Германию, где главе семьи предложили продолжить военную службу. Кстати, какое-то время он служил в гвардейской Кантемировской танковой дивизии и не имел нареканий.

В мае 1973 года в молодой семье появился на свет малыш. Час от часу он растет и радует родителей.

Несчастье, перевернувшее жизнь семьи, случилось в августе. Налившиеся золотые колоски радовали глаз земледельцев, и время не ждало – надо успеть всё убрать. Виктор работал на комбайне, мокрое от росы зерно прилипало к стенкам бункера и мешало нормальной погрузке. Стараясь его протолкнуть, Виктор ногой поправил затор, но шнек (стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси. – Прим. авт.) продолжил свое движение даже тогда, когда захватил уже не только зерно, но и человеческую плоть… Искореженного и искромсанного, истекающего кровью Виктора уложили прямо на землю…

Самолет санитарной авиации прилетел быстро. Бригада врачей двенадцать часов спасала молодого мужчину, стараясь сохранить ногу. Ему было всего двадцать три года. Операция прошла вроде бы успешно, но вскоре началась гангрена, на «скорой» тяжелого пациента увезли в Смоленск. Три ампутации, когда ногу отрезали всё выше и выше, следовали одна за другой. Врачи уже боролись не за сохранение конечности, а за жизнь Виктора. Валентина разрывалась между маленьким ребенком и мужем. А он, приходя в сознание между операциями сначала в больнице, а потом уже и дома, понимая свое положение, терял желание жить…

Тяжелые будни

Культя требовала внимания и ухода, а молодые жили на втором этаже, удобства были на улице. Тяжелые жизненные обстоятельства заставляли Валентину делать все очень быстро: таскать ведра вниз и вверх, готовить, стирать, убирать и кормить, ухаживать за мужем – промывать рану на культе, поддерживать его и не забывать про живность. Забота о теленке, поросятах и курах, которые были подарены молодым родителями мужа, – все легло на ее плечи. А еще собственная работа на комбинате бытового обслуживания.

Спасала молодость. И любовь! О том, чтобы оставить мужа и отправиться на поиски более легкого пути в жизни, Валентина не могла и подумать. К счастью, в это поверил и Виктор. Что и дало ему силы. Дальше в жизни они следовали рука об руку в буквальном смысле. Валентина стала нянькой, кормилицей, спасительницей, любимой, советчицей и опорой во всех делах. А еще и добытчицей в семье. Виктор так и не получил компенсацию за свое увечье, несмотря на решения нескольких судов. Позже ему стали выплачивать 95 процентов от оклада. По просьбе матери Виктора квартиру на втором этаже молодой семье все-таки поменяли на жилплощадь на первом этаже в другом доме.

Жизнь продолжается!

Виктор был очень стеснительным человеком. Ему надо было научиться ходить на протезе, но делать это на глазах у всех он не мог. Валентина выводила его на костылях к близлежащему лесочку, там на поляне прикрепляли протез, и муж учился двигаться на новой опоре.

Время шло. Раны постепенно затянулись, надо было думать о жизни. По совету жены Виктор пошел учиться на экономиста. Как раз открылся филиал Плехановского института в Смоленске. Он поступил и успешно окончил его. Конечно, на все сессии и экзамены надо было отвезти и привезти студента. Помогали родные. И разве можно было не оправдать их доверие?

Однако в родной совхоз молодого специалиста не взяли, несмотря на две вакансии. Какое-то время он не мог найти работы, но позднее получил приглашение в Касплянскую ПМК (передвижную механизированную колонну). На вопрос, когда приступать к делу, директор ответил: «Завтра».

Дома мужчина плакал – от доброты, человечности, проявленной по отношению к нему, человеку с одной ногой, от которого не отмахнулись. На следующий день, стиснув зубы и затянув многочисленные ремни, он прикрепил ногу-деревяшку, весившую 16 килограммов. Так он приготовился к первому рабочему дню в коллективе, в котором впоследствии отработал девять лет. И никогда, ни разу не произносил применительно к себе слово «инвалид».

Новые перспективы

Но жизнь приносила не только страдания. Были обычные человеческие радости, праздники в кругу семьи и друзей, поездки на природу на своем «Запорожце», который подарил ему радость движения. Виктор больше не чувствовал себя бесполезным, ущербным человеком, общество нуждалось в нем, в его работе, у него была любимая семья, родные и друзья. Была преданная жена.

Когда освободилось место директора Самолюбовского дома-интерната, по рекомендации райкома партии Виктора назначили на эту должность. Потому что ему были близки и понятны страдания больных людей, да и сам он был человеком честным и порядочным.

Позднее Виктора Ивановича избрали депутатом поселкового Совета, и он включился в новую для себя работу. Много помогал людям. Одно из дел Валентина Адамовна помнит до сих пор. Удалось помочь двум маленьким девочками и их бабушке переехать из старенького домика с земляным полом в квартиру, которую в развалившемся совхозе готовили к продаже. Прошло много лет, но до сих пор эти люди помнят этот момент, как и то, каким великим благом стала для них эта квартира.

Учится жить без него…

Заботясь о муже, который всегда был на первом месте, Валентина Адамовна упустила из поля зрения свое здоровье. Вердикт врачей был как гром среди ясного неба: операция, немедленно! Валентина пережила клиническую смерть. Можно себе представить, как переживал Виктор Иванович! У него резко ухудшилось здоровье. Врачи предложили госпитализацию, но он отказался, так как супруга после операции еще была слаба. Чуть оправившись, она отвезла мужа в поликлинику. Оказалось, что это воспаление легких, которое перешло в двухстороннее…

Виктора Ивановича спасти не удалось. Год назад он ушел из жизни. Это случилось 20 февраля. А Валентина Адамовна стала учиться жить без него. Большие портреты мужа создают иллюзию его присутствия. Рядом – фотографии внуков, которых подарил сын. Валентина Адамовна очень надеется, что хорошие качества любимого супруга и прекрасного человека унаследуют его внуки, и в них проявятся родные сердцу черты.

Галина ШЕРЕМЕТЬЕВА