Официально школьный театр в Волоковской основной школе существует с прошлого года, но подобная творческая работа здесь велась и раньше. Об этом рассказала учитель русского языка и литературы, руководитель творческого театрального объединения Светлана Леонкова.

– Так, еще в 2017 году мы с ребятами придумали и воплотили на сцене театральную композицию по рассказу Михаила Зощенко «Кочерга», – поделилась Светлана Николаевна. – На прошлом театральном фестивале мы представили композицию по его же рассказу «Шапка». И этот год начался насыщенно, было поставлено несколько театральных миниатюр. Также мы с ребятами активно готовились к районному фестивалю, чтобы показать что-то достойное.

Идею для конкурсного показа нам подсказала советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Светлана Александровна Ковалкова, которая всемерно помогает нашей деятельности.

Представляли эстрадную миниатюру ученицы седьмого класса Есения Маковозова, Арина Прокопенкова и Дарья Фофанова. А победу мы праздновали всем театральным коллективом!

Надо сказать, что одной из важных проблем для школьных театров является поиск подходящего репертуара. Ведь хочется, чтобы постановка была не только интересной для ребят и зрителей, но и содержала в себе воспитательный момент, положительный нравственный урок. И я обязательно использую своеобразные этические беседы, которые помогают юным артистам понять смысловое ядро произведения и становятся совместным размышлением педагога и учеников о нравственном содержании текста и способах его донесения до зрителей.

К слову, практически все наши мини-спектакли по литературным произведениям поставлены, как говорится, по мотивам – я подхожу к текстам творчески, что-то немного переделываю, что-то добавляю, чтобы сделать их близкими для нынешних детей. Именно так мы с ребятами сейчас работаем над постановкой по мотивам произведения древнерусской литературы «Горе-злосчастье» – естественно, многое из реалий той эпохи детям не совсем понятно, но моральные установки, традиционные духовные ценности ведь остались прежними. И нужно только передать их современными средствами.

Определенные стилистические методы у нас постепенно нарабатываются, например, использование музыки в нужный момент для усиления воздействия на зрителя. Но, конечно, школьным театрам нужна квалифицированная помощь методистов и профессиональных театральных работников. Ведь режиссерского образования наверняка нет ни у кого из учителей, а руководство театральным коллективом, подбор репертуара – дело весьма непростое. Поэтому нам очень помогла бы, как я ее называю, партитура сценического действия, включающая в себя все нюансы подготовки театрального представления, интересного современным школьникам. И это должен быть не просто текст, разложенный по ролям, но и рекомендации по режиссерской работе, подробные разъяснения действий и чувств персонажей, перечень реквизита и т.п.

Нам, руководителям театральных кружков и объединений, сейчас приходится постигать все это буквально на ходу, своими силами. Хотелось бы, чтобы в это дело включились профессионалы, создали подробные методические рекомендации и, может быть, даже взяли шефство над школьными театрами. И тогда, уверена, это принесет огромную пользу детям, будет интересно и значимо для них».

– Светлана Николаевна, а для чего вообще в школе нужен театр?

– Я считаю, что школьный театр – это уникальная развивающая среда. Занимаясь в таких коллективах, дети приобретают очень нужные для жизни качества: способность воспринимать и запоминать большой объем информации, культуру устной речи, умение грамотно выразить свои мысли и чувства. И, конечно, трудно переоценить то, что ребята учатся работать в команде, соотносить свои действия с действиями партнеров по сцене (а в целом – с действиями и интересами окружающих людей), преодолевают боязнь публичных выступлений и приобретают уверенность в своих силах. И даже если никто из них не пойдет в дальнейшем на сцену, но когда ребята увлекутся театром, захотят быть в интересной для них атмосфере, то можно с большой уверенностью сказать, что они не попадут в дурную компанию. А возможно, для кого-то школьный театр станет ступенькой для будущей успешной артистической жизни.

Ольга КОЛЫШКИНА