Так уже повелось, что накануне Дня сотрудника органов внутренних дел в СМИ появляется множество материалов о работе полиции и интервью с полицейскими, включая тех доблестных правоохранителей, кто до этого никогда не отвечал на вопросы журналистов и вообще предпочитает больше работать и действовать, а не говорить об этом… Как получилось и в нашем случае.

Герой праздничного материала – подполковник полиции Дмитрий Ковалев, заместитель начальника ОМВД России по Смоленскому району — начальник полиции. А еще дцать лет тому назад – обычный деревенский мальчишка, гоняющий с ребятами после школы во дворе мяч. Вряд ли тогда он мог предполагать, что пройдет немного времени, и он станет сыщиком, возглавит уголовный розыск в районе и потом в ранге заместителя руководителя районного отдела МВД будет курировать это самое направление. Но у судьбы, как говорят, свои планы.

ДОСЬЕ

Дмитрий Александрович Ковалев. Родился в 1984 году и детские годы провел в д. Ракитня-2 Гнездовского сельского поселения. После окончания Гнездовской средней школы поступил в Смоленский институт физкультуры на направление «Легкая атлетика» (с детства увлекался спортом). В органах внутренних дел – с 2006 года. Начинал службу в ППС ОМВД по Смоленскому району, затем перевелся в подразделение уголовного розыска, прошел путь от оперуполномоченного до начальника уголовного розыска. До назначения в 2021 году на должность начальника полиции трудился заместителем начальника полиции по оперативной работе. В ранге начальника полиции курирует деятельность таких подразделений ОМВД, как уголовный розыск, подразделение по борьбе с наркотиками, дежурная часть, ГИБДД, служба участковых уполномоченных, подразделение по вопросам миграции, ИВС и других.

– Дмитрий Александрович, почему пришли в милицию, кто-то из родных там работал?

– Нет, никто не служил, но мой сосед до выхода на пенсию трудился милиционером в ГАИ. Постоянно видя его и встречаясь с ним, почувствовал интерес к службе в правоохранительных органах, а потом и желание носить погоны и стоять на страже закона.

– Бытует мнение, что работа в уголовном розыске – это постоянные погони с пистолетом за преступниками…

– Конечно, это не так, хотя случаи бывают разные. Пожалуй, самая драматичная и остросюжетная история в моей практике случилась в Печерске лет 8 тому назад. Там произошло убийство, причем тело мужчины распилили на части. Конфликт убийцы и его жертвы разгорелся во время распития спиртных напитков. Когда мы приехали на место происшествия, часть останков еще находилась в жилище.

Преступника удалось задержать по горячим следам – его личность была установлена в ходе опроса местных жителей и возможных свидетелей. Поступило сообщение, что мужчина может прятаться на одной из находящихся поблизости дач. Мы выдвинулись туда. Подозреваемый как раз направлялся на место преступления, чтобы продолжить выносить тело по частям, где его и задержали. При соблюдении всех мер безопасности коллеги надели на него наручники.

– Не страшно Вам бывает в такие моменты?

– Когда начинал свою деятельность в уголовном розыске, признаюсь, после подобных преступлений какое-то время не мог прийти в себя – эмоции зашкаливали, но потом привык, человек ко всему привыкает.

(Кстати, преступник этот попал в поле зрения правоохранителей еще раз. Проходя лечение в Гедеоновке, он вместе с другими осужденными устроил там бунт, и, чтобы усмирить бунтующих, в медучреждение были вызваны сотрудники СОБРа – прим авт.).

– Не было мысли перейти в более спокойное подразделение или в областной центр?

– Нет, что Вы! Работа интересная, нужная и дает определенный уровень адреналина. Да и там хорошо, где нас нет, везде есть свои плюсы и минусы. Я ведь территорию хорошо знаю, с населением знаком, выстроена продуктивная работа с администрацией, с различными ведомствами и организациями.

– Насколько я понимаю, в функции начальника полиции не входит расследование преступлений. Не скучаете по оперативной работе?

– Вы не совсем правы, в мои полномочия входит выезд на место происшествий по преступлениям тяжких и особо тяжких составов. Несколько лет назад (я тогда работал начальником уголовного розыска) в составе оперативной группы участвовал в расследовании резонансного преступления, которое произошло в Каспле. Об исчезновении взрослого сына – местного жителя – заявила его мать.

Мы тщательно осмотрели дом, в котором он жил, и нашли зацепку: пол был абсолютно чистым, но по периметру дверного проема виднелись следы крови. Отыскали жену этого человека, которая, как потом оказалось, была причастна к исчезновению супруга. Правда, сначала она говорила, что ничего не знает, но потом созналась….

Как-то она пожаловалась своей коллеге (а женщина работа продавцом в магазине), что муж плохо с ней обращается и даже поднимает на нее руку. Подруга решила помощь и посоветовала обратиться к своим знакомым, которые могу провести «профилактическую беседу» с мужем.

В один из дней в дом нагрянули непрошеные гости, которые принесли с собой биту с гвоздями. Разговор не заладился, и в ходе конфликта хозяин дома был избит до смерти. Гости завернули тело в ковер и выкинули в реку Каспля. На их машине остались следы крови, и в ходе допроса они сознались в содеянном и показали, где труп.

– А есть какие-то правила ведения допроса, сотрудников уголовного розыска этому учат?

– Основные знания получаешь в процессе практической работы, «базу» дают старшие коллеги, наставники еще в начале службы. У меня был опытный наставник, который давал грамотные советы. Это Алексей Николаевич Лавренков. Сейчас он трудится начальником уголовного розыска УМВД по Смоленску. И я благодарен ему за знания и совместную работу. Скажу так: многое зависит от поведения подозреваемого, свидетеля, потерпевшего – в какой мере он хочет и расположен общаться… Поэтому иногда помягче надо быть, даже по душам поговорить с человеком, чтобы он раскрылся, а иногда и построже.

– А бывало ли Вам жалко собеседника во время допросов?

– Случалось… Иногда преступления совершают по глупости и по ошибке, что ведет к непоправимым последствиям, например, ребенок нашел телефон и начал им пользоваться, а это уже считается кражей. Или, найдя банковскую карту, расплатился ею в магазине, купив шоколадку и жвачку.

Рабочие будни

– Кстати, Вы же тоже были для кого-то наставником. Какие Вы советы давали молодым коллегам?

– Вести себя с гражданами предельно корректно и вежливо, прежде всего выслушать человека – с какой бедой он к вам обратился, что хочет сказать… Никогда не забывать, где они служат и блюсти честь мундира.

– Давайте поговорим о криминогенной обстановке. В чем специфика именно нашего района, какие преступления преобладают?

– В районе расположено большое количество дач и садовых товариществ, которые окружают территорию областного центра. И, к сожалению, мы фиксирует немало дачных краж, которые имеют сезонный характер. С весны и до поздней осени дачники живут здесь и ведут хозяйство, потом уезжают в город, а, когда возвращаются, нередко обнаруживают пропажу имущества, причем порой нельзя точно установить, когда это произошло…Не гнушаются преступники даже бытовой утварью.

Также и со строящими домами, которые на долгие месяцы остаются без пригляда хозяев, объектами интереса злоумышленников, как правило, являются различные инструменты, в том числе и дорогостоящие электрические.

– Какова ситуация с расследованием дистанционных мошенничеств?

– Специально для раскрытия таких преступлений в подразделении уголовного розыска районного ОМВД был введен ряд должностей. Стараемся уделять большое внимание этому направлению, включая профилактику. В частности, информированию населения о действиях и уловках дистанционных мошенников. Причем многие пострадавшие признаются, что знали и слышали об этом… Но, столкнувшись лично, увы, верят тому, что им говорят мошенники и теряют свои накопления. Недавно сразу несколько таких преступлений было зарегистрировано в Русилово.

Местной жительнице – пожилой женщине – позвонил неизвестный и, представившись сотрудником правоохранительных органов, сообщил, что ее родственник попал в ДТП, а, чтобы вызволить его из неприятной ситуации, нужны деньги. Пенсионерка отдала курьеру 100 тысяч рублей. Позднее к ней пришла соседка и пожурила бабушку, дескать, как она могла поверить в такую нелепую историю…

Прошло некоторое время, и сама соседка стала жертвой мошенников и отдала злоумышленникам гораздо бОльшую сумму – 400 тысяч рублей.

Отмечу, что курьеров, которые забрали у соседки деньги, нашли. Это были несовершеннолетние парни из Смоленска.

– А заказчики?

– Установлено, что они находятся на территории иностранных государств.

– Какая в Вашей практике была самая большая сумма ущерба, причиненная действиями мошенников?

– Более 2 млн рублей. Жительница района, поддавшись уговорам злоумышленников, оформила кредит, чтобы затем якобы осуществлять сделки на бирже с выгодой для себя… К сожалению, подозреваемых пока не нашли.

Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к жителям района: будьте бдительны, не верьте всему тому, что вам говорят незнакомцы по телефону, не переводите деньги на сомнительные счета и не отдавайте деньги неизвестным вам гражданам.

– Много ли наркопреступлений фиксируется в районе?

– Ситуацию можно назвать стабильной. Оставленные закладки с запрещающими веществами у нас редко выявляется – такие преступления фиксируются, как правило, на территории областного центра, но в нашем районе есть наркопотребители, и все они находятся на учете у сотрудников полиции. Хотя не так давно молодая жительница района, сама употреблявшая наркотики, была задержана за раскладку свертков с запрещенными веществами – это произошло около тепличного комбината. Судом женщина была признана виновной в распространении наркотиков и получила срок.

– Как бороться с этим злом, по Вашему мнению?

– На мой взгляд, следует продолжить работу, направленную на запрет распространения соответствующей информации в интернете. Есть положительная практика, когда коллеги из УМВД выходили с ходатайством в суд о блокировке интернет-ресурсов, связанных с распространением наркотиков через закладки.

На повестке дня

– Какие задачи сегодня стоят перед Вами, как руководителем, и какие Вы ставите перед коллегами на планерках?

– Это профилактика преступлений и правонарушений и раскрытие преступлений всех составов, в том числе прошлых лет, включая кражи сотовых телефонов. Да, мы находим смартфоны, которые были украдены у граждан и год, и три назад.

Как это происходит? Говоря очень упрощенно, у каждого телефона есть своей номер – «имей». Если в украденный телефон новый владелец вставляет симкарту, то по «имею» его можно найти.

– А насколько подразделения укомплектованы кадрами?

– Есть определенный некомплект по всем службам, но он небольшой, по службе участковых, к примеру, вакантными остаются три должности, и это гораздо меньше, чем, скажем, в прошлом году – сегодня растет число желающих работать в полиции. И сейчас есть кандидаты на вакантные должности, которые проходят комиссии и при благоприятном исходе вскоре вольются в наш коллектив.

О личном

– Мы встречаемся с Вами накануне Дня сотрудника органов внутренних дел. Как обычно проходит этот буднично-праздничный день в отделении?

– Стараемся поощрить коллег, которые достигли наилучших результатов в служебной деятельности, они получают грамоты и благодарности от ОМВД, УМВД и Администрации Смоленского района. Если говорить обо мне, то я обязательно поздравляю с праздником своего бывшего наставника.

– Дмитрий Александрович, есть ли у Вас хобби?

– Да, это футбол, когда-то выступал в составе команд на городских и областных турнирах, сегодня же играю с друзьями детства просто для души.

– Чему Вас научил спорт?

– Помогает преодолевать стрессовые ситуации, справляться с ними. Занимаясь спортом, отдыхаешь головой и телом … Вообще же стараюсь все рабочие моменты оставлять на работе. А дома уделять время семье, детям.

– А если сын через несколько лет захочет пойти по стопам отца, в полицию…

– Буду только за и, безусловно, поддержу.

– И даже в уголовный розыск?

– По моему личному мнению, служба в уголовном розыске дает путевку в жизнь. И является хорошим стартом для карьеры.

Олеся ТОМАШОВА