85 лет отметил Эдуард Михайлович Павлов
Неизвестно, как сложилась бы профессиональная судьба Эдуарда Михайловича Павлова, если бы в середине 70-х они с супругой Верой и двумя детьми не решились поменять место жительства: переехать в Пригорское и устроиться на работу на легендарное предприятие – Талашкинскую птицефабрику. Впрочем, тогда еще это название не гремело на весь Советский Союз – предприятие только наращивало мощь и объемы, однако в его развитие свои силы и энергию вложила и супружеская чета Павловых…
Голодное тяжелое детство
Эдуард Михайлович родился в 1937 году в одной из деревушек Кардымовского района. Конечно, тогда его никто не звал Эдуардом Михайловичем, и дело не только в имени-отчестве. Родители при рождении дали сыну редкое имя Идий. Однако мальчишку сверстники и взрослые величали Эдиком, потом и Эдуардом. И, став взрослым, герой моей публикации решил официально вписать это второе имя в свой паспорт.
Почему именно Идий? Какая тайна кроется в этом? Эдуард Михайлович так и не успел расспросить у родителей: мальчик рано остался сиротой – ни маму, ни папу почти не помнит. Отца не стало в 41-м, маму он потерял в 46-м…
«Насколько я знаю, отец до войны работал бригадиром в колхозе, в 41-м попал в концлагерь в Смоленске и оттуда уже не вернулся.
Вспоминаю маму… Как-то она поехала по делам на лошади в Смоленск и меня с собой взяла. Только миновали железнодорожный мост в Заднепровье, над нами начали гудеть самолеты, не знаю, чьи это были машины… Наверное, от страха и грохота я свалился с повозки и сильно ударился головой, голова потом долго болела…», – вспоминает Эдуард Михайлович.
После смерти родительницы маленького Эдика взяла к себе на воспитание бабушка – папина
мама, вместе с ним росла и его сводная сестра Раиса.
«Отец у нас был общий, – поясняет Эдуард Михайлович Павлов. – Бабушка нас очень жалела, с продуктами было тяжело, знаю, что она ходила и меняла вещи на продукты. Было не только голодно, но и… темно, помню, как тяжко приходилось без света, учились без тетрадей, писали мелом на каких-то планшетах, потом это все стирали».
А потом случилось страшное: умерла бабушка. Мальчишку приютил на какое-то время дядя во Львове, а потом он вернулся на Смоленщину к тетушке…
После окончания семилетки Эдуард уехал в город Озерск Калининградской области, чтобы поступить в сельхозтехникум. И в 1956 году молодой механик был направлен в Красноярский край
вместе с девятью такими же, как он, вчерашними студентами.
«Мы были полуголодные, полубосые, жили на какой-то квартире, я работал помощником бригадира, потом – бригадиром тракторной бригады, работы было много. До конца выдержали не все – ретировались, я же, отработав 2 года, уезжал одним из последних», – продолжает рассказ о себе Эдуард Михайлович.
Он и она
Вернулся в Кардымовский район, устроился в МТС совхоза «Рыжковский», сначала трудился зав. мастерскими, затем дорос до главного инженера. Здесь, на родной Смоленщине, он состоялся как специалист и обрел личное счастье. Свою детскую мечту жить в полной и любящей семье он реализовал в полной мере, создав крепкий союз с избранницей по имени Вера.
О Вере Васильевне Павловой и ее судьбе мы уже рассказывали на страницах газеты «Сельская правда». Вера родилась в Ленинграде, чудом пережила блокаду. После войны приехала в Хиславичский район, а в 1960 году окончила кооперативный техникум в Смоленске по специальности «Товаровед».
Первое место работы – село Пречистое Духовщинского района, где Вера трудилась зав. торговым
отделом. Все шло хорошо, и к молодому специалисту вопросов не было. Напротив, только хорошие отзывы о трудолюбивом и ответственном сотруднике. Но через какое-то время ее попросили освободить место. В село вернулся парень из армии, и его решили трудоустроить. Вера Васильевна, было, расстроилась, но в Облпотребсоюзе молодому кадру пропасть не дали, выдав ей направление на работу в Кардымовский район.
«Деревня Тюшино. Поселили в комнатку, приехала – первым делом на танцы», – рассказывает
о себе Вера Васильевна Павлова.
Незнакомку приметил пришедший в этот вечер в клуб молодой специалист Эдуард Павлов. Приметил и пригласил на танец. Танцы и свидания через два года вполне логично завершились браком.
«Подарки не дарил, но встречал меня, провожал, сомнений не было в его чувствах. Да и он мне сразу приглянулся, наверное, это была моя судьба», – признается Вера Васильевна.
Мама выбор дочери одобрила.
Это сейчас принято устраивать пышные застолья с дорогостоящей фотосессией, 60 лет назад было
все по-другому.
«Расписались 30 октября, накрыли стол, за которым собрались несколько подружек и родственников», – продолжает рассказ Вера Васильевна Павлова.
В этом году супруги отметят бриллиантовую свадьбу.
Вера Васильевна секрет долгой семейной жизни не скрывает:
«Терпение и умение прощать, а еще – молчать в нужные моменты, молчание – золото».
«Неужели не ругались?» – уточняю.
«Из-за чего ругаться? Единственное, чем я была недовольна, – супруг очень много работал… Николай Матвеевич Шкурлов (директор Талашкинской птицефабрики) в пять часов утра выезжал на работу. И Эдуард Михайлович с ним, надо же технику готовить. И так дотемна и без выходных. В его подчинении было 60-70 механизаторов. Он сам водил «автотучку», где было все необходимое для ремонта техники, слыл строгим руководителем. Говорил: «Я не знаю, кто придет после меня, и как все будет, но я буду работать как положено!» У него одна забота была – производство».
На новое место жительства
У Эдуарда Михайловича в трудовой книжке значится всего 3 места работы – Красноярский край,
Рыжковский совхоз и Талашкинская птицефабрика.
«В Пригорское мы переехали в 1975-м, к тому моменту подрастали дети – сын и дочь. Хотелось, чтобы условия для их жизни и учебы были лучше, к тому же мы были убежденными коммунистами и готовы были отправиться туда, где нужны были партии больше всего», – делится Вера Васильевна.
В Пригорском в то время работал знакомый Эдуарда Михайловича, правда, на фабрику получилось попасть не сразу, только по рекомендации председателя райисполкома, которая хорошо знала Николая Матвеевича Шкурлова. Тот, изучив дело Эдуарда Михайловича, пригласил специалиста к себе.
«Только у нас нет главного инженера», – сказал Николай Матвеевич (а именно в этой должности
уходил Эдуард Михайлович). И назначил его старшим инженером машинно-тракторного парка.
Квартирный вопрос решился сразу – Павловым дали однушку в самой первой многоэтажке, которую построила фабрика в Пригорском.
Эдуард Михайлович отработал на фабрике 27 лет. Вера Васильевна трудилась там же, в отделе кадров. Супруги с ностальгией вспоминают работу на предприятии – это было время ее расцвета.
«Хотя сначала ДК здесь не было, больница не была построена, один лишь дом стоял, а все, что появилось потом – заслуга нашего Николая Матвеевича!» – говорят Павловы.
ДК упомянут был не случайно. После тяжелого трудового дня супруги находили отдушину в творчестве. Эдуард Михайлович ходил в драмкружок при ДК, играл в таких пьесах, как «Печка на колесе», «Давайте жить дружно».
«Играл он талантливо, зал рукоплескал, а портрет супруга висел в фойе ДК», – говорит Вера
Васильевна Павлова, которая также выступала на сцене, но в составе хора.
Вся жизнь – в труде
Давно уже супруги находятся на заслуженном отдыхе, но даже на пенсии не представляют свою жизнь без труда. В теплое время года каждый вечер отправляются на огород (благо, он рядом с
домом), помимо традиционного картофеля и томатов выращивают виноград, все лето на участке
благоухают розы, до недавнего времени роились и пчелы… С огородом помогают, конечно, родные, но Вера Васильевна и Эдуард Михайлович в основном все стараются делать сами.
«Эдуард Михайлович не сидит на месте, выйти с мотоблоком и вспахать землю – для него за радость», – говорит Вера Васильевна.
Павловы – богатые бабушка с дедушкой – вырастили внучку с внуком, радуют их две правнучки.
…Недаром говорят, что лучше слов о человеке повествуют его дела. В мае Эдуард Михайлович
отметил свое 85-летие, встретив юбилей среди дорогих и близких ему людей. И пусть огромных
денег, яхт и вилл он не заработал, зато приобрел гораздо большее – уважение коллег, соседей, жителей поселения… Он – любимый отец, заботливый муж, ласковый дедушка, словом, достойный сын родной земли. И сад посадил, и сына вырастил, и домик небольшой на огороде отстроил. Это ли не счастье?
«Жить прожить – не поле перейти», – гласит народная мудрость. Эдуарду Михайловичу во время работы довелось исходить множество полей, и он нашел среди них ту единственную тропинку, которая стала его линией жизни. Пусть она будет длинной-длинной!
Газета «Сельская правда» присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает юбиляру
счастья, здоровья и долгих лет жизни!
Олеся ТОМАШОВА