О работе ОЭБ и ПК ОМВД России по Смоленскому району
В повседневной жизни обычные граждане видят полицейских на улице, когда, к примеру, несет службу наряд патрульно-постовой службы или инспектор ГИБДД. Гораздо реже, а возможно, что и никогда, люди сталкиваются с сотрудниками подразделений, обеспечивающих экономическую безопасность и противодействие коррупции. Но это вовсе не означает, что они менее важны и не ведут деятельной борьбы с преступностью.
– Наше подразделение занимается раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, – рассказывает начальник отделения экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по Смоленскому району, капитан полиции Евгений Андреевич Марин. – Например, в настоящее время нам поставлена, в качестве приоритетного направления деятельности, задача выявлять преступления в ходе реализации национальных проектов. Мы проводим проверки с целью обнаружения фактов каких-либо нарушений или хищений бюджетных денежных средств, выделенных на национальные проекты, которые реализуются на территории Смоленского района. Наряду с этим, в задачу отдела входит борьба с производством и реализацией фальсифицированного алкоголя и сбытом контрафактной табачной продукции. Еще одно направление – пресечение незаконной перевозки мигрантов – граждан других государств для нелегальной работы в нашей стране.
Контрафакт – и это факт
– Евгений Андреевич, вы перечисляете то, чем занимается ваше подразделение, и складывается впечатление, что оно дублирует в своей работе другие ведомства. Так, например, контрафактными табачными изделиями и нелегальным алкоголем занимается Роспотребнадзор…
– Мы не дублируем другие ведомства, контролирующие экономическую, финансовую и хозяйственную деятельность, мы с ними взаимодействуем. Если в действиях лица есть состав уголовного преступления, то это уже наша компетенция, мы собираем материалы, передаем их в следственные органы, которые возбуждают уголовное дело.
Возьмем в качестве примера контрафактные сигареты. При задержании такой продукции проводится ее оценка. Если сумма не превышает 100 тысяч рублей, то за это предусмотрена административная ответственность, и таким дело занимается Роспотребнадзор. Если стоимость партии табачных изделий превышает вышеуказанную сумму, то это уже подпадает под действие Уголовного кодекса и им тогда занимаемся мы.
– Если говорить о Смоленском районе, то какого рода преступления ОБЭП выявлял в прошлом году?
– В прошлом году нашим подразделением раскрыто 9 преступлений, среди которых: присвоения, дача взятки. Все они расследованы, уголовные дела направлены в суд. Например, в октябре 2021 года сотрудники ДПС ГИБДД остановили на федеральной автодороге М-1 грузовой автомобиль, перевозивший табачную продукцию без соответствующих документов. Автомашина с грузом была доставлена на стоянку ОМВД России по Смоленскому району. 18 октября в отдел явился гражданин, который стал просить оперуполномоченного нашего отделения не проводить процессуальную проверку и вернуть ему груз, при этом предлагал незаконное денежное вознаграждение. Наш сотрудник отказался от взятки и разъяснил гражданину правовые последствия его поступка. Однако тот положил полиэтиленовый пакет с деньгами в сумме 30 тысяч долларов США. Факт покушения на дачу взятки в особо крупном размере был задокументирован, деньги изъяты. Следственными органами возбуждено уголовное дело.
Трудная и кропотливая задача
– Евгений Андреевич, вы сейчас рассказали, что вашему сотруднику предлагали взятку за совершение должностного преступления, но ведь взятки предлагают не только полицейским, но и чиновникам, а бывает, что они и сами их вымогают. В задачи вашего подразделения, судя по его названию, входит не только борьба с экономическими преступлениями, но и противодействие коррупционным проявлениям?
– Совершенно верно. В нашу задачу входит и борьба с такими преступлениями, как получение взятки должностным лицом, ответственность за которое предусмотрена статьей 290 УК РФ. Должен сразу сказать, что сбор материалов и доказательств по такого рода делам очень трудная и кропотливая работа. Взяточничество относится к, так называемым, латентным или скрытым преступлениям. И, зачастую, если не будет сообщения от одной из сторон, участвующих в преступлении, то полиция об этом может и не узнать.
Исходя из практики работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции, могу сказать, что обычно граждане, у которых чиновники вымогают взятку, сами обращаются с заявлением в полицию и сообщают о факте вымогательства денег за получение каких-то разрешительных или других документов. Именно тогда и можно зарегистрировать факт получения взятки. Это один из наиболее часто встречающихся способов, когда факт коррупции становится известен правоохранительным органам и может быть зафиксирован, расследован и доведен до суда. Но может быть ситуация, когда гражданин по каким-то причинам, например, испугавшись мести со стороны должностного лица, отзовет свое заявление. В таком случае, все мероприятия по факту коррупционного дела со стороны полиции будут остановлены, и преступление останется не расследованным.
Таким образом, работа по противодействию коррупции строится в основном на заявлениях самих пострадавших. Хотя, наряду с этим проводятся еще и различного рода оперативно-розыскные мероприятия.
– А в Смоленском районе преступления коррупционной направленности были зафиксированы?
– Мы постоянно работаем в данном направлении, проводим соответствующие мероприятия, но ни в прошлом году, ни в этом преступлений коррупционной направленности выявлено не было. И обращений граждан, что чиновники вымогают у них взятку, к нам также ни в 2021 году, ни в 2022 не поступало.
Все соответствует сметам
– Перечисляя сферы деятельности вашего подразделения, вы назвали контроль за реализацией национальных проектов. Были ли выявлены нарушения в этой сфере на территории Смоленского района?
– В рамках национальных проектов на территории Смоленского района строятся различные объекты спортивного, культурного и социального назначения. Такие, как дороги, культурные центры, ФАПы, спортивные сооружения. На это выделяются бюджетные средства, заключаются муниципальные контракты на проведение соответствующих работ, составляется проектно-сметная документация, согласно которой должен быть построен тот или иной объект. В период строительства и после его завершения мы проводим мероприятия, направленные на выявление нарушения технологии производимых работ, когда использованные материалы ни ценой, ни качеством, не соответствуют тем, что заложены в смете. Но такого рода нарушений на территории Смоленского района выявлено не было. Все соответствует сметным расчетам. Использование средств на нацпроекты стоит на строгом контроле и помимо нас проверяется и другими контролирующими органами.
– Смоленский район – сельскохозяйственный. На поддержку отрасли из бюджетов различных уровней выделяются значительные финансовые средства. Вы их тоже контролируете?
– Да, мы контролируем их целевое использование – проверяем, например, действительно, ли они были израсходованы на посевную кампанию, на приобретение сельхозтехники или на другие специально оговоренные цели, под которые выделяли бюджетное финансирование. Пока фактов, нарушающих порядок целевого использования средств сельхозтоваропроизводителями Смоленского района, выявлено не было.
На суточном дежурстве
– У вас в отличие от уголовного розыска или участковых уполномоченных полиции контингент совершенно другой. Как правило, люди, совершающие экономические преступления, отличаются высшим образованием и даже в некотором роде интеллигентностью, за ними не нужно бегать по свалкам, подвалам, притонам… В этой связи не считаете вы себя и своих сотрудников «белыми воротничками» по сравнению с другими подразделениями полиции?
– У нас, как вы выразились, контингент все-таки состоит из разных людей. Но, действительно, в большинстве случаев это учредители или директора фирм, индивидуальные предприниматели, главы администраций и другие чиновники. И, как правило, они люди довольно неглупые и, если сравнивать с тем, с кем по большей части приходится сталкиваться сотрудникам уголовного розыска или участковым уполномоченным полиции, то у нас нет людей, ведущих аморальный образ жизни и злоупотребляющих спиртными напитками. Если и встречаются, то это бывает очень редко. А что касается «белых воротничков», то ни я, ни сотрудники отделения себя к таковым не причисляем. По свалкам, чердакам, притонам сотрудникам отдела, когда они заступают на суточное дежурство, приходится бегать точно так же, как и сотрудникам уголовного розыска, осуществлять оперативный розыск и доставку лиц, причастных или подозреваемых в совершении того или иного преступления. А таковых лиц по большей части никак не отнесешь к числу высокообразованных граждан. А в целом работа в подразделении по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ничуть не легче, чем в других подразделениях полиции.
Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ