Ольга Ерусева – о судьбе, призвании и музыкальном воспитании

Редкие выходные обходятся в Смоленском районе без культурных мероприятий – различные концерты, фестивали и смотры давно полюбились не только местным жителям, но и гостям. К счастью, сегодня, после снятия ряда ограничений, такие культурные выходные вновь возможны.

Зрителям, видящим конечный итог работы, не дано знать, сколько усилий приходится прикладывать работникам культуры, сколько волнений испытать, чтобы каждое мероприятие стало ярким и незабываемым. И только в свой профессиональный праздник служители искусства действительно могут отдохнуть и услышать слова признательности и благодарности в свой адрес.

В последний день марта на сцене Пригорского районного Дома культуры чествовали работников культурно-досуговых учреждений, библиотек, руководителей народных творческих коллективов, участников художественной самодеятельности – всех тех, кто дарит людям радость и хорошее настроение, кто своим самоотверженным трудом, неиссякаемым вдохновением наполняет незабываемыми впечатлениями дни нашей жизни.

Одной из награжденных в этом году стала Ольга Викторовна Ерусева, и. о. директора МБУ ДО «Пригорская ДШИ», преподаватель фортепиано. За добросовестный труд, вклад в культурное развитие Смоленского района она была отмечена почетной грамотой Смоленской районной Думы.

Когда всё на «отлично»

Поздравляя Ольгу Викторовну с заслуженной наградой, мы задали ей несколько вопросов.

– Ольга Викторовна, расскажите, пожалуйста, о своем детстве. Как и почему начали заниматься музыкой?

– Родилась я в Духовщинском районе Смоленской области. И так как была третьим ребенком в семье, самостоятельность и ответственность пришлось проявлять с раннего детства: училась на «отлично», посещала филиал музыкальной школы, танцевальный кружок в Доме культуры.

– Сложно ли было после окончания средней школы определиться с выбором дальнейшего пути?

– Пожалуй, нет. Школьный аттестат получила с отличием, а поскольку семь лет посвятила обучению в музыкальной школе, решила попробовать свои силы, подав документы в Смоленское музыкальное училище. В те годы, стоит сказать, конкурс там был приличный, но я выдержала все испытания и успешно сдала экзамены. А через четыре года с успехом окончила училище.

– Как родители отнеслись к вашему решению?

– Оно не стало для близких неожиданностью. Видя, сколько времени я провожу за инструментом, сколько сил трачу на подготовку уроков, они одобрили мой выбор, несмотря на то, что моя профессия в наших условиях оказалась уникальной.

Сегодня Ольга Ерусева благодарит судьбу, что всё в ее профессиональной сфере сложилось именно так, а не иначе. Она никогда не допускала мысли, что могла бы работать где-то еще.

Несмотря на то, что ее стаж более двадцати лет, педагог сама не перестает учиться, расти как профессионал. Ольга Викторовна окончила музыкально-педагогический факультет Московского государственного педагогического университета имени М.А. Шолохова с красным дипломом, потом аспирантуру. Защитила диссертацию по фортепианной педагогике, имеет ученую степень кандидата педагогических наук. В 2009 году стала победителем районного соревнования «Лучший по профессии», в 2014 году была награждена почетной грамотой областной Думы. В 2016 году победила в конкурсе в номинации «Работники учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений».

– Становление характера невозможно без участия, поддержки и влияния находящихся рядом людей. Ваш путь тоже был освещен добрыми наставниками?

– Да, мне повезло с преподавателями музыкальных дисциплин на всех этапах обучения. Они многому научили, заложили основы будущей профессии, вдохновили своим примером стать учителем музыки, педагогом, чтобы это действительно стало основной сферой жизни, даже призванием.

Учить музыке раньше языков

– Загоревшись своей профессией, вы уже 22 года обучаете прекрасному самых юных жителей поселения. Ольга Викторовна, а каждого ли можно научить музыке?

– Каждого, ведь мы находимся в начальном звене музыкального образования. Когда у ребенка есть яркие способности, они проявятся довольно рано и, если возникнет желание, в будущем могут стать основой для дальнейшей профориентации и, возможно, также, как и для меня, любимой профессией.

– Как вы считаете, насколько рано нужно начинать учить детей музыке?

– Любое дополнительное образование способствует общему развитию человека. Также и музыка делает каждого образованнее, заставляет глубже чувствовать, видеть мир немного иначе. Бытует мнение, что ребенку нужно раньше прививать интерес к музыке, чем к иностранному языку. И в этом есть смысл! Занятия музыкой у воспитанников детских садов – одни из самых любимых. Всем без исключения деткам нравится петь, танцевать, потому и проходят утренники и другие мероприятия ярко и празднично. Взрослея и не расставаясь с музыкой, мы тем самым растем духовно, насыщаем будни чудесными мгновениями, а саму жизнь неповторимыми красками.

– Осознание этого, наверное, приходит в зрелом возрасте. А как приучить ребенка к тому, что музыкальная – такая же школа, в которой есть уроки и перемены, домашние задания и экзамены?

– Не скрою, некоторые считают, что занятия музыкой – сродни развлечению: хочешь – иди на урок, нет настроения – можно и пропустить. Конечно же, это не так. Музыкальная школа тоже требует отдачи, и успех зависит от собственного отношения к делу. Дни, месяцы, годы добросовестной подготовки формируют характер учащихся, делают их более ответственными, учат разумно распоряжаться свободным временем. Не случайно наши дети и в основной школе учатся хорошо.

А нагрузка здесь действительно немалая. Младшие школьники четыре раза в неделю посещают музыкальную школу, где осваивают азы игры на музыкальных инструментах, а также занимаются в хоре, на уроках сольфеджио получают основы музыкальной грамоты. Потом нагрузка увеличивается, в программу включается музыкальная литература, инструментальный ансамбль, а освоение техники исполнения на музыкальном инструменте требует большой систематической самостоятельной работы. После окончания музыкальной школы выпускники получают свидетельство государственного образца, что дает в будущем возможность работать по полученной здесь специальности.

– Ольга Викторовна, сейчас на смену классическим произведениям всё больше приходят другие музыкальные жанры. Как вам кажется, не теряется ли интерес к занятиям музыкой?

– В противостоянии популярной и классической музыкальной культуры велика роль школ искусств с их традициями, преподавателями, которые прививают любовь к классике, к прекрасному. За будущее Пригорской школы искусств я абсолютно спокойна. Сейчас у нас занимаются более 140 детей. Село активно застраивается, новостройки заселяются молодыми семьями с маленькими детьми. Уверена, что вскоре многие из них придут к нам, и мы, преподаватели, будем рады научить их всему, что знаем и умеем сами.

Елена ТРУФАНОВА.