С 8 по 10 апреля в Смоленском муниципальном округе прошел смотр-конкурс школьных театров под символичным названием «Театр Победы». В конкурсе приняли участие 179 учащихся из 21 школы.

Неделя потребовалась жюри, чтобы принять непростое решение – определиться со списком победителей, обладателей 2-х и 3-х мест (в каждой возрастной группе) и назвать имена юных артистов, которые получат персональные награды.
По итогам смотра-конкурса места распределились следующим образом (школа, название постановки или спектакля и режиссер-постановщик):
младшая группа:
I место – Пригорская школа («Апрель 45-го»), М.Г. Савченкова;
II место – Трудиловская школа («Малютка»), М.А. Комцян;
II место – Богородицкая школа («Девочка из города»), С.А. Агеева.
средняя группа:
I место – Касплянская школа («А зори здесь тихие…» по мотивам повести Б.Л. Васильева), Л.А.Воловичева;
I место – Сыр-Липецкая школа («Однажды играли»), Л.Н. Лахмакова;
II место – Дивасовская школа («Василий Теркин – наш герой» по поэме А.Т. Твардовского), А.А.Тутькина;
III место – Гнездовская школа («Война пришла на нашу юность»), В.Д. Закуленкова;
III место – Ольшанская школа («Гармонь» по поэме А.Т. Твардовского), Т.Н. Реутова.
Победителем в номинации «За яркий слаженный актерский ансамбль» стала Катынская школа с постановкой «Зачем ты, война, наше детство украла…» по мотивам повести Б.Л. Васильева «Завтра была война».
старшая группа:
I место – Кощинская школа («Апрель 45-го»), Л.В. Петраченкова;
I место – Стабенская школа («Опаленные войной» по мотивам произведений Р. Рождественского, Б. Окуджавы, М. Исаковского, Ю. Друниной), И.В. Борунова;
Победитель в номинации «Лучшая литературная композиция» – Талашкинская школа с постановкой «Миру не нужна злая, страшная война».
Также победителями признаны юные актеры в номинациях:
«Лучшая женская роль»:
Боровик Эвелина, 7 класс, Катынская школа;
Мираимова Алина, 9 класс, Стабенская школа;
Касьянова Варвара, 5 класс, Сыр-Липецкая школа.
«Лучшая мужская роль»:
Минченков Никита, 7 класс, Дивасовская школа;
Гайдук Тихон, 3 класс, Пригорская школа;
Делюкин Святослав, 8 класс, Касплянская школа;
Онищук Ксения, 5 класс, Гнездовская школа.
«За творческую индивидуальность и мастерство» награды удостоены:
Маркелов Тимофей, 7 класс, Ольшанская школа;
Прошин Максим, 9 класс, Талашкинская школа.
«За эмоциональность и артистизм» отмечен Васильева Варвара, 9 класс, Кощинская школа.
«За естественность и органичность исполнения» награду получил Новиков Михаил, 7 класс, Хохловская школа.
Поздравляем победителей и призеров конкурса. Желаем всем участникам дальнейших творческих успехов!

Они были такие же, как мы…
Первое место в средней группе прошедшего смотра-конкурса школьных театров занял театральный коллектив Сыр-Липецкой основной школы, который представил на сцене спектакль «Однажды играли».
Режиссером-постановщиком стала учитель этой школы Лилия Николаевна Лахмакова, а артистами были ученики четвертого и пятого классов – Варвара Касьянова, Виктория Матвеева, Иван Игнатенко, Егор Новосельцев, Дарий Толкачев, Григорий Иванов.
В целом, как рассказывает Лилия Николаевна, школьники в Сыр-Липках очень активные, с творческой жилкой. Ребята с удовольствием занимаются в театральном коллективе и сцены уже не боятся. Вообще же, театрализованные представления учеников Лилия Николаевна организует практически к каждому большому празднику. В их подготовке участвуют все – и другие учителя, помогающие готовить реквизит, и родители ребят, самостоятельно создающие замечательные костюмы.
Свои постановки юные артисты представляют в детском саду, в школе и в клубе, неизменно вызывая восторг и аплодисменты у зрителей. В каждом представлении ребятам нужно не только артистично перевоплощаться в разные персонажи, но и петь, танцевать. А главное – быть в команде, уметь сотрудничать и слышать друг друга. Но в нынешнем году подготовка к выступлению была особой.
«Я искала такой сценарий, чтобы он не только отвечал тематике конкурса, но и мог эмоционально откликнуться в душе у ребят, – отмечает Лилия Николаевна Лахмакова. – И такая мини-пьеса нашлась – она рассказывает о детях блокадного Ленинграда. Тему блокады мы уже затрагивали на уроках, ребята с ней знакомы. А при подготовке спектакля они еще раз очень глубоко прочувствовали, каким испытанием для нашего народа стала та жестокая война, сколько мужества и стойкости потребовал долгий путь к Победе от всех – и взрослых, и маленьких. Дети, можно сказать, пропустили это через свою душу, они не играли, они жили на сцене. И потому спектакль получился очень трогательным, даже пронзительным по эмоциям, что оценили и зрители, и жюри. Он построен на контрасте: в первой части дети беззаботно играют, веселятся, но потом эмоциональная окраска меняется – объявление войны, беда и невзгоды.
Конечно, большое участие в подготовке спектакля приняли родители юных актеров – мы продумывали и одежду, по максимуму соответствующую 40-м годам прошлого века, и реквизит. Особых декораций нам не нужно было, но все равно мы старались, чтобы каждая деталь была приближена к тому времени, например, у ребят были самодельные сабли, вырезанные из дерева «лошадки». Но главное было, конечно, в текстах – детям удалось передать всю трагичность внезапного перехода от мирного к военному времени, рассказать о судьбах детей, оказавшихся в жерновах войны.
После конкурса мы выложили видео на сайт школы, и посмотревшие его родители признавались, что при просмотре не могли удержаться от слез. А значит, мы выполнили нашу задачу – вызвать у зрителей эмоциональный отклик, еще раз напомнить о том, какой ценой досталась Великая Победа».
И мы от всей души желаем всем участникам этого замечательного театрального коллектива и его талантливому руководителю Лилии Николаевне Лахмаковой дальнейших творческих успехов!
Ольга КОЛЫШКИНА

Пригорские театралы
Первое место в смотреконкурсе школьных театров, посвященном 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, заняла младшая группа Пригорской средней школы с постановкой «Апрель 45-го».
Режиссер–постановщик, она же классный руководитель 3 «А» класса Марина Геннадьевна Савченкова рассказала о том, как шла подготовка к мини-спектаклю и что помогло юным артистам победить.
В Пригорской школе она ведет театральный кружок под названием «Школьный театр». Его посещают 40 ребят: 16 человек из старших классов и 24 – из начальных. И если старшеклассники задействованы в спектаклях и мероприятиях, которые подразумевают участие взрослых, то на откуп их младшим «коллегам» отданы постановки с несколько иной тематикой.
Стоит сказать, что у пригорских театралов уже есть свои победы, так, они прошли во второй тур регионального конкурса «Живая классика» с постановкой по отрывку из повести В. Катаева «Сын полка». В прошлом году ставили военный спектакль и заняли 3 призовое место.
А в Год защитника Отечества и 80-летия Победы они решили рассказать со сцены про то, как оставшиеся в живых после бомбежки концлагеря дети прятались в развалинах города в ожидании Красной Армии. Эта пьеса посвящена детям войны, которые навсегда остались детьми.
Тема сложная даже для взрослого восприятия, но одиннадцатилетние артисты с этим справились настолько хорошо, что даже члены жюри не смогли сдержать слез…
«Мы с ребятами посмотрели документальные фильмы о войне, чтобы попытаться понять и прочувствовать тот страх, боль и трагизм всего происходящего в жизни таких же мальчишек и девчонок военного поколения. Много говорили о войне, о том, какие беды принесла она миру. Ранее дети делали проект для Альбома памяти, что также помогло им проникнуться этой темой», – поделилась Марина Геннадьевна.
…Подготовка к спектаклю шла 2 месяца, а выступление заняло 15 минут. Оно вместило трагическое и героическое, патриотическое и победное…
Девять ребят – три мальчика и шесть девочек – упорно оттачивали элементы актерского мастерства, прорабатывали нюансы английской речи. По сюжету в подвале находились дети разных национальностей, одни из них говорили на русском языке, другие – на английском и с акцентом.
Родители помогли с созданием одежды, подобрав реалистичные костюмы, и декораций – нашли баннеры, имитирующие кирпичные стены подвала дома, сколотили ящики. Необходимый антураж помогла воспроизвести учитель технологии школы Татьяна Ивановна Ковалева, оформив спальные места. Макияж дополнил реалистичную картину – педагог сама загримировала ребят, нанеся им «синяки».
Спектакль артисты показывали на сцене своей школы, а дома, как известно, и стены помогают, к тому же не нужно было перевозить реквизит. «О нашей общей победе я написала в родительский чат в конце учебной недели, попросив их пока не говорить детям о победе, – улыбается Марина Савченкова. – Понедельник как всегда начался с «Разговоров о важном». «Одна из важных новостей – результаты конкурса, два года подряд вы занимали третье место, – сказала я. Посыпались вопросы: у нас получилось, как мы выступили? Вы большие молодцы. У нас получилось! – не смогла я больше держать интригу. – Мы заняли 1 место. За лучшую мужскую роль был отмечен Тихон Гайдук. Дети были просто счастливы!»
Кстати, старшая театральная группа Кощинской школы ставила этот же спектакль, но в несколько иной вариации. И ребята также заняли 1 место в своей возрастной группе.
Постановку «Апрель 45-го» в Пригорской школе уже для всех учителей и учеников юные артисты покажут накануне Дня Победы 9 Мая.
Елена ТРУФАНОВА
Данный материал опубликован в рамках социально значимого проекта «И, как они, учись служить Отчизне».