Продолжаем знакомить наших читателей с лидерами конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют – 2024». Гостья сегодняшнего номера – Елена Волкова, воспитатель подготовительной группы Центра развития ребенка – детского сада «Рябинушка», ставшая победителем в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных учреждений».

«Образование я получила в СмолГУ по специальности «социальный педагог». Мне всегда нравилось общаться с детьми, я легко находила общий язык с ними. Поэтому, когда я привела своего ребенка в детский сад «Рябинушка» и мне предложили стать здесь воспитателем, я согласилась. И ни разу об этом не пожалела – это ведь так замечательно: видеть, как растут детки в твоей группе, как каждый день они с твоей помощью учатся чему-то новому, познают мир, учатся дружить и действовать в команде.
Наша группа ведь не зря называется подготовительной – мы стараемся полноценно подготовить ребенка к школе, то есть не просто дать ему некоторые основы знаний, но и привить навыки доброжелательного общения, воспитать дисциплинированность и ответственность за свои действия».
Конечно, как признается Елена, ей многому пришлось научиться: «Я очень благодарна всем сотрудникам нашего Центра за доброжелательность и готовность поделиться опытом. Мои наставники с неизменным вниманием относятся к моим вопросам, дают важные советы. Огромную помощь мне оказывает моя напарница по группе педагог-наставник Вера Сергеевна Филимонова, воспитатель с большим опытом. И сама я, конечно, изучаю соответствующую литературу, стараюсь найти эффективные методики для проведения обучающих занятий и воспитательной работы. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются многие черты характера и поведения детей, и от того, насколько убедительны и грамотны мы будем, зависит дальнейшая жизнь ребенка, его умение жить в обществе. В детском саду ребята проводят значительное время, так что у нас есть возможность наблюдать за ними в различных ситуациях и скорректировать при необходимости какие-то негативные моменты.
И знаете, чем еще привлекательна работа воспитателя? Рядом с детьми ты сама как будто возвращаешься в детство, снова воспринимаешь мир ярким и добрым, становишься позитивнее. Так что не только я учу и воспитываю детей, но и они со своей стороны воздействуют на меня».
Сейчас в группе у Елены 23 воспитанника. В распорядок работы группы в первой половине дня обязательно входят образовательные занятия (развитие речи, математика, окружающий мир и т.п.), уделяется внимание музыкальному и физическому развитию ребенка. Каждое из занятий проходит в игровой форме, соответствующей возрасту, воспитатели стараются применять интересные для ребят методики, элементы театрализованного действа, оригинальные пособия и раздаточный материал, который зачастую готовят сами.
По сути, воспитатель должен быть мастером во всем – увлекательно читать и считать вместе с детьми, рисовать, делать аппликации и многое, многое другое. И при этом ненавязчиво прививать умение сосредотачиваться на занятии и навыки доброжелательного общения.
А еще воспитателю нередко и самому приходится становиться настоящим актером, исполняя различные роли во время праздничных мероприятий. Так, на выпускном своей предыдущей группы Елена с огоньком сыграла роль Мэри Поппинс. Наверняка дети будут с радостью вспоминать это представление.
Конечно, особое место занимает патриотическое воспитание как на общих мероприятиях, так и на занятиях в группе.
В распорядке дня обязательны прогулки на свежем воздухе, во время которых у воспитателя также открывается простор для образовательной и воспитательной деятельности.
«Дети, конечно, все очень разные, – отмечает Елена. – У них разные характеры, разная скорость реакции – кто-то старается выполнить задание быстрее, нередко в ущерб качеству, кто-то, наоборот, медлителен, но делает все очень тщательно. И задачи воспитателя в каждом случае разные, ведь нам надо сделать так, чтобы ребенок смог эффективно заниматься в школе. Но когда ты узнаешь ребят поближе, понимаешь, кто на что способен, то удается найти подход к каждому. Дети у нас все замечательные, способные, добрые».
Елена Волкова убеждена: у воспитателя не может быть однообразия и каждый день прекрасен по-своему – помимо новых занятий и, соответственно, неуклонного развития ребенка, ты постоянно открываешь в каждом воспитаннике что-то интересное, какие-то нюансы характера и поведения в различных ситуациях.
«А зачастую, как я уже говорила, и сама вместе с ними видишь в окружающем мире что-то новое. Наверное, это чувство знакомо каждому родителю, но у воспитателя таких возможностей намного больше. Ведь каждый ребенок – это особый мир, светлый и радостный», – уверена моя собеседница.
А еще воспитателю необходимо наладить контакт не только с детьми, но и с их родителями, выработать общие подходы, чтобы взросление ребенка шло гармонично.
Елене это удается, родители ее воспитанников принимают активное участие в жизни группы, прислушиваются к мнению воспитателя и стараются способствовать развитию детей.
И знаете, общаясь с Еленой, слушая ее рассказ о своей работе, в котором звучит искренняя любовь к своим воспитанникам, понимаешь, что победителем в конкурсе она стала совсем не случайно. А она сама благодарит своих коллег, которые всемерно помогали ей готовиться к конкурсу: «Это, по сути, наша общая победа, – улыбается Елена. – Я чувствовала помощь и поддержку всех наших сотрудников и счастлива, что не подвела их. А как трогательно поздравляли меня дети – мы радовались вместе, а разделенная радость всегда сильней!»
И мы от всей души пожелали Елене, чтобы работа всегда приносила ей удовлетворение, а победа в этом конкурсе стала стимулом к новым профессиональным достижениям!
Ольга КОЛЫШКИНА