В конце декабря были подведены итоги конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют – 2024». Победу в номинации «Молодые классные руководители» одержала учитель начальных классов Богородицкой средней школы София Андреевна Агеева.
…Позади остались долгие дни подготовки к профессиональным испытаниям, оценка знаний и умений и время ожидания итогов. И сегодня София готова рассказать о том, как для нее начинался нелегкий путь в педагогику.
А лежал он для нашей сегодняшней землячки не только через десятки прочитанных книг, но и через… сотни километров дорог, связывающих некогда дружественные государства.
Жизненный поворот
София выросла в г. Свердловске Луганской области. Из нового теперь уже региона Российской Федерации на Смоленщину она переехала в 2014 году вместе с мамой и братом, когда на Украине начались военные действия. Вначале жили в Печерске, потом обосновались в Смоленске.
Девушка окончила Печерскую среднюю школу и отделение коррекционной педагогики в начальном образовании педагогического колледжа.
«Честно скажу: я не планировала идти работать учителем, но сердце позвало в школу и именно в Богородицкую. Это моя первая школа. Не буду загадывать, но точно скажу, что в ближайшие годы наши пути не разойдутся. Произошло наше знакомство совершенно случайно, я узнала, что здесь требуется учитель начальных классов. До этого даже не знала о существовании учебного заведения с таким говорящим названием в Смоленском районе. Теперь не вижу для себя иного пути», – поделилась София Андреевна.
Профессиональный стаж у учителя невелик, всего два с половиной года, один выпуск уже есть. Сейчас София Агеева классный руководитель и вторая мама для 17 мальчишек и 7 девчонок 3 класса, которых она называет своими любимыми детьми.
«Что главное для учителя начальных классов? – переспрашивает педагог. – Самое важное в работе с самыми маленькими – терпение. Это залог нашей профессии. Наполняемость у нас достаточно высокая для сельской школы, все детки разные и к каждому нужен свой особый подход. То есть если одному нужно выговориться, я должна уделить ему определенное время, а другому вдруг захотелось во время урока заняться каким-то делом, например, порисовать, и я должна также принять этого ребенка, чтобы и ему было легче адаптироваться в новом коллективе, и мне было проще наладить с ним контакт. Это бывает непросто. С одним ребенком я на протяжении года строила доверительные отношения. Сейчас он уже сам подходит ко мне, сам заводит разговор. И это наша общая победа.
Я считаю мало научить писать, читать и считать. Важна и социализация, и мотивация, и любознательность… К тому же дети приходят с разным уровнем подготовки – некоторые уже читают и считают, но есть и те, кто не читает и не пишет. Приходится учитывать в работе и это, объясняя азы одним и не ущемляя других, чтобы они не потеряли интерес к учебе в самом начале. С одной стороны, одинаково со всеми работаешь и в то же время делаешь акцент на определенных моментах».
Деятельность педагога подразумевает и тесное общение с родителями подопечных. По словам Софии Андреевны, контакт с их мамами, папами и бабушками у нее налажен, что идет только на пользу как детям, так и взрослым.
Когда хорошо получается
О конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют» она услышала еще в первый год своей работы, но откладывала участие на потом, хотя знала, что обязательно попробует. И такой момент настал!
Свои силы Софии Андреевне предложила испытать завуч по начальной школе Светлана Николаевна Бондарева. (Как прекрасно, что опытные педагоги мотивируют начинающих учителей к достижению целей!)
Она думала, в какой номинации заявить о себе и выбрала «Молодые классные руководители». София поделилась, как готовилась к первому в жизни экзамену уже не в качестве студентки, а учителя. Рассказала о том, как нелегко дался первый этап. Он включал в себя написание конспектов, в ее случае классного часа на тему: «День матери».
Участница конкурса рассказала, откуда пришел этот добрый праздник, кто внес вклад в начало празднования, об индивидуальной и групповой работе с детьми.
«У меня это хорошо получается», второе конкурсное задание, включало рассказ о себе, своей работе и «фишках» профессии, – говорит она. – Мое кредо «Знаю больше – уважаю сильнее», то есть я как классный руководитель направляю интерес своих детей на узнавание и понимание истинных богатств и ценностей родины. А они – в знаменитых именах соотечественников, в том, чтобы помнить и гордиться фактом причастности к этим героическим делам и местам. Я организовывала экскурсии по Смоленску, от которых дети (и родители тоже) были просто в восторге. Мы говорили о том, почему именно такие названия носят улицы города.
Я хочу максимально вложить в них любовь к малой родине, чтобы они росли здесь, оставались после получения образования и в будущем продолжали развивать наш район и регион».
«Вы сказали «наш регион». Вы считаете его отчасти своим? Понимаю, что родина осталась там, на Украине вы родились, там ваши корни, но, похоже, к Смоленщине тоже прикипели».
«Я с малых лет ездила в гости к родным на Смоленщину, у меня здесь живут родственники, и я всегда считала, что у меня два дома – Свердловск и Смоленск. А в юности мне пришлось переехать… Поэтому я не задумывалась – мой не мой, Смоленск всегда был моим вторым домом».
София рассказала, что поначалу совсем не волновалась. Ей выпало выступать самой последней, и когда она вышла на трибуну демонстрировать свой опыт работы, нахлынуло волнение, и она начала сбиваться.
«Мне кажется, что именно волнение мне в какой-то момент и помогло, благодаря этому я говорила чуть больше о своих детях, о своей работе, чем то, что у меня было написано, – улыбается педагог. – Я смотрела на свою презентацию и думала: нет, я должна еще больше поведать о своих детях, жюри должны еще больше узнать, как у нас проходят уроки. Я по большей части не о себе хотела рассказать, а о том, какие они у меня замечательные, умные и активные».
«И это было оценено…»
«Все верно. Члены жюри слушали, и я видела в их глазах искреннюю заинтересованность. Хотя я выступала чуть дольше других участников, этого даже не заметила. Отведенные 10 конкурсных минут так быстро пролетели! Для меня главным было все, ведь как можно выделить в нашей работе более или менее важное».
В ожидании итогов
По признанию Софии, она еле дождалась подведения итогов. Время тянулось мучительно медленно, и вот, наконец, 27 декабря были объявлены результаты. Участников пригласили в Администрацию района, где торжественно объявили итоги.
Победа в конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют – 2024» стала значимым событием для молодого педагога.
«И первой об этом узнала Светлана Николаевна, – говорит София Андреевна. – Потом я позвонила своим близким. Мама была в восторге от моей победы. Я также написала в общий чат родителям своих подопечных, что я выиграла в конкурсе, поблагодарила за их замечательных детей, ведь именно благодаря им я могу использовать в классе свои наработки, а потом показывать их на высоком уровне и разделить с ними радость победы».
София Агеева живет школой, своими шаловливыми, активными и талантливыми детьми. У нее практически нет свободного времени, которое раньше она посвящала посещению спортзала и бассейна, да и дорога до школы и обратно занимает много времени.
«Поэтому, когда оно появляется, я больше склоняюсь к тому, чтобы провести его со своей семьёй, – подчеркивает она. – Если я задерживаюсь, мой молодой человек порой звонит мне с вопросом, когда я приеду домой. Казалось бы, проще всего поменять сферу деятельности. Но в том-то и дело, что я успела поработать и в других отраслях, но пришла к выводу: школа – это настолько мое, что ни о чем другом я и думать не могу. Я растворилась в ней, стараюсь впитать все то, что она дает. А это немало! Моя профессия позволяет увидеть результат своего труда очень быстро. Он – в успехах и пока еще маленьких достижениях моих ребят».
София, как человек целеустремленный, использует возможности для участия в различных мероприятиях. Так, в преддверии Дня народного единства она вместе с членами своей семьи ездила на региональный фестиваль «Дружба народов» в Сафоново, в Вязьму – на форум добровольчества…
Каждый такой конкурс – возможность узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми, а значит, получить новые эмоции.
«Что касается конкурсов, проводимых для педагогов, я решила, что буду участвовать в них и в дальнейшем. Это поможет моему профессиональному росту, даст толчок к дальнейшему творческому развитию, поспособствует самореализации – всему тому, без чего невозможна профессия учителя», – резюмировала София Агеева.
Елена ТРУФАНОВА