Кадровый дефицит школьных учителей в сельской местности – общероссийская проблема. Чтобы помочь ее решению, с 2020 года в стране работает федеральная программа «Земский учитель». В ее рамках учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе.

Финансовая поддержка, безусловно, важный стимул, но для многих молодых педагогов далеко не единственный. В этом мы убедились, пообщавшись с новой учительницей начальных классов Богородицкой средней школы Еленой Андреевной Богдановой.

«Я училась в средней школе поселка Хиславичи, и что такое сельская школа, представляла. А учителем я захотела стать еще в начальной школе, просто загорелась этим.

Мы все очень любили нашу первую учительницу Елену Леонидовну Прокопенкову, и для меня она стала примером талантливого и преданного своему делу педагога, искренне любящего и уважающего детей. Мне очень хотелось быть на нее похожей. Елена Леонидовна заметила мой интерес, всячески его поощряла и, когда я была в четвертом классе, даже доверяла мне проверять тетрадки одноклассников. Сейчас я думаю, что она за мной, конечно, незаметно перепроверяла, но тогда я была очень горда таким доверием. И до сих пор я испытываю благодарность к Елене Леонидовне за то, что своим примером она помогла мне найти любимую работу. Потом и в средней школе я подмечала у наших учителей тонкости профессии, хотелось понять, как нужно увлечь учеников своим предметом, как сделать урок нескучным», – вспоминает Елена Богданова.

Старший друг и наставник

Так что с будущей профессией Елена определилась рано, а после девятого класса сделала к ней решительный шаг – поступила в Смоленский педагогический колледж и в нынешнем году окончила его с отличием. И говорит, что очень благодарна всем педагогам, которые щедро делились со своими студентами тонкостями учительского мастерства, учили не просто преподавать тот или иной предмет, а быть для детей старшим другом, которому они доверяют и который поможет им стать грамотными и воспитанными людьми.

«Именно таким учителем и другом стала для меня наш куратор Марина Николаевна Павлова, которая и рекомендовала меня для участия в конкурсе «Земский учитель», – продолжает рассказ Елена Богданова. – И знаете, придя на работу в Богородицкую школу, я не могу сказать, что она чем-то отличается от любой городской. Прекрасное здание с уютными кабинетами, есть все необходимое для работы. И дети абсолютно такие же.

Почему-то у некоторых есть еще мнение, что дети в сельской местности менее развитые, но это совершенно не так. В наш век информационной открытости детям с ранних лет доступны развивающие технологии, и родители пользуются всеми этими возможностями. Конечно, уровень подготовки у моих первоклассников разный, ктото из родителей сознательно не ускорял ребенка, кто-то, наоборот, стремился побольше «нагрузить» его навыками письма и математики. Поэтому я стараюсь вести уроки так, чтобы интересно было всем, чтобы дети тянулись друг за другом, и думаю, что к концу года все различия сравняются. К слову, с математическими заданиями все отлично справляются, хорошо читают, с письмом у некоторых пока есть проблемы, но это ведь поправимо».

Побольше хвалить!

Елена Андреевна уверена: главное, чтобы дети не потеряли интерес к учебе, чтобы им хотелось двигаться вперед и развиваться. У первоклассников ведь сейчас еще идет адаптационный период, они только учатся быть учениками, соблюдать дисциплину на уроках, ответственно выполнять задания. Поэтому учитель старается побольше хвалить их за успехи, а неудачи воспринимать как стимул для упорной работы.

«Можно сказать, что мы с детьми сейчас притираемся друг к другу, они знакомятся со мной и моими требованиями, а я выясняю особенности каждого ребенка и думаю, как лучше выстроить его обучение и воспитание. И мне очень хочется, чтобы потом они вспоминали меня с той же теплотой, как я вспоминаю мою первую учительницу. Мы с одноклассниками до сих пор стараемся ее навещать, рассказывать о своих успехах. И мне бы хотелось так же наблюдать, как мои ученики взрослеют, становятся старшеклассниками и выпускниками. Сейчас, конечно, рано загадывать, – улыбается Елена, – я только начинаю работать, но если кто-то из моих ребят в будущем захочет стать учителем, значит, я хоть немного приблизилась к нашей дорогой Елене Леонидовне, Учителю с большой буквы».

Каждый урок – творческое действо

В классе у Елены 28 учеников. Понятно, что это совсем непросто – найти подход к каждому, суметь заинтересовать учебой, воспитать дисциплинированность и добросовестное отношение. Она честно признается, что временами бывает нелегко, что-то не получается так, как хочется. Но, думается, главное – что она искренне любит свою профессию и своих учеников, что готова не только делиться с ними знаниями, но и воспитывать в юных ребятах порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, способность к сопереживанию и умение жить в коллективе.

К слову, еще учась в школе, Елена увлеченно занималась в творческой студии, любит петь русские народные песни. Так что будет совсем не удивительно, если она заинтересует этим и кого-то из своих учеников.

Да и сейчас почти каждый ее урок – это творческое действо, в котором присутствуют и элементы игры, и какие-то оригинальные педагогические находки, которые помогают ребятам заинтересоваться.

Вот вы, например, знаете, почему наши буквы пишутся именно так? А ученики Елены будут знать, ведь тогда гораздо интереснее учиться писать их правильно. И задания самостоятельно найти какую-то информацию и поделиться ею с одноклассниками обязательно будут использоваться.

И, конечно, такой творческий подход, стремление включить детей в совместную работу помогает ребятам почувствовать интерес к новым знаниям, дает им стимул для движения вперед.

«Я благодарна моим новым коллегам, которые встретили меня очень доброжелательно и готовы делиться со мной своим опытом, – говорит Елена Богданова. – В школе высокий уровень преподавания, есть у кого учиться и на кого равняться. И я постараюсь соответствовать этому уровню».

А мы уверены, что именно так и будет!

Ольга КОЛЫШКИНА