Легенды, история и персонажи

Возникало ли у вас, уважаемые читатели, при посещении, как это принято говорить, мест массового пребывания людей желание войти туда не с парадного входа, как все рядовые посетители, а со служебного? Там, где дежурят бдительные вахтеры и строгие охранники, где черным по белому написано «стафф онли» («только для персонала») или «посторонним вход воспрещен», чтобы проникнуть за кулисы и увидеть то, что скрыто от чужих глаз?

… Как раз утолить такое любопытство позволяет проект «Смоленск изнутри», который несколько лет реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Правительства Смоленской области. Этой осенью стартовал его второй сезон.

Напомним, что участники проекта бесплатно могут посетить с экскурсиями места, которые отнюдь не относятся к самых популярным и «раскрученным» достопримечательностям и куда попасть «с улицы» не так просто. Ранее смоляне побывали в Доме советов, за кулисами драмтеатра, в хранилище областной библиотеки, в Доме Энгельгардта, более известном, как Дворец бракосочетания (торжеств).

Мне несказанно повезло: я попала с черного входа (о его плюсах уже упомянула) в уникальное здание… Сложно, пожалуй, найти на карте города объект со столько яркой историей, ставший свидетелем воистину эпохальных событий и триумфа посещавших его многочисленных знаменитостях своего времени… Достаточно посмотреть на количество памятных досок на нем. Я насчитала не меньше шести…

Догадались, о чем идет речь? Да, это здание Смоленской областной филармонии, бывший Дом дворянского собрания, построенный в памятном для России 1825 году. Где почти век спустя, в 1918 году, прошел первый съезд Коммунистической партии большевиков Белоруссии, на котором было объявлено об образовании белорусской советской социалистической республики, а потом до 1986-го (когда официально состоялась передача здания филармонии) здесь располагался наш мединститут. Впрочем, эти факты известны многим, кто интересовался историей города-героя, но как я уже говорила, «Смоленск изнутри» позволяет узнать о родном городе еще больше… Так, к примеру, наш эрудированный экскурсовод Мария Демочкина поведала о том, что здание филармонии родом из 18 века – после войны с Наполеоном уцелевшие левые и правые крылья будущего учреждения культуры решили отреставрировать, соединив их помещением, где сейчас расположен концертный зал.

В середине 19 века здесь чествовали великого земляка – родоначальника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинку, подарив ему большую корзин цветов из смоленских оранжерей с записочками – признаниями в любви композитору.

Филармония вообще прочно связана с именем Глинки – его бюст установлен между пролетами величественной лестницы, официально здание расположено на улице Глинки, напротив памятника Глинки и сада Блонье, который официально носит название М. И. Глинки и где из динамиков звучит его музыка.

В начале века двадцатого здесь выступал Максим Горький со своей «Старухой Изергиль» и проходила выставка художников, организаторами которой были известная меценатка М.К. Тенишева и художник И.Е. Репин.

Во второй половине века XX века здесь отмечали свои юбилеи смоленские поэты М.В. Исаковский и Н.И. Рыленков. Во время войны и оккупации здесь располагалась городская управа, а в нынешнем кабинете директора скорее всего сидел бургомистр. Кстати, в этом самом кабинете мы тоже побывали, и небольшую экскурсию по нему провела руководитель смоленской филармонии Янина Казённова. Кабинет примечателен тем, что его обрамляет несколько дверей, организуя сквозные проходы, здесь можно увидеть остатки старой печи, в свое время используемой для обогрева здания, а также стоит диван, на котором, по преданию, сиживал известный советский и российский пианист Святослав Рихтер, выступая в Смоленске по пути на концертные площадки Европы. И вполне возможно, после концерта в филармонии маэстро выходил на балкон, двери которого прячутся за занавесками и стульями зрительного зала. И нам также любезно разрешили здесь побывать: с вытянутого балкона открывается великолепный вид на пешеходную улицу Маяковского…

Наверняка стены, коридоры, гримерки филармонии хранят в себе еще кучу историй и легенд, и одну из них там также поведали. Когда опускается темнота, зрители покидают зал, а артисты – сцену, и многоголосие звуков уступает место пронзительной тишине, в здании раздаются шаги. Говорят, что это бродит дама в белом. Причем звуки шагов частенько слышат дежурные и администраторы…

И у нас не было оснований не верить серьезным и образованным сотрудникам сферы культуры, впрочем, даже если рассказ про шаркающую незнакомку не более чем игра воображения, здание с такой историей непременно должно иметь красивую легенду. Согласны?

Олеся ТОМАШОВА