Истории, когда молодые люди после окончания вуза отправляются покорять крупные города, далеко не редкость. Смолянка Татьяна Бетремеева поступила наоборот – после окончания СмолГУ выбрала работу на селе, став учителем биологии в Касплянской средней школе. Ее выбор был осознанным – ни Татьяне, ни ее супругу, которые выросли в небольшом населенном пункте, не нравится суета города, поэтому они без сожаления поменяли перспективу хорошо устроиться в Смоленске на скромную жизнь в сельской глубинке.

2 сентября состоялась первая линейка молодой сельской учительницы, во время которой она услышала напутственные слова в свой адрес от уходящей на пенсию более опытной коллеги, прошел первый урок в качестве педагога, и она впервые взяла классное руководство.

– Татьяна Сергеевна, вы ведь выросли в Глинке, как оказались в Каспле?

– В школе мне нравились биология и химия, и высшее образование решила получать именно по этому направлению. Медицинская специальность не интересовала, потому выбрала СмолГУ. Родители меня поддержали. Еще до получения диплома подыскивала разные варианты работы в сельской местности. Нашла вакансию в Каспле и после выпускного приехала сюда писать заявление. – Ваши первые впечатления о школе, о коллективе? – Только положительные. Меня встретил директор Игорь Михайлович Кривцов, который много рассказывал о школе как о своем детище. Понравилась сама школа, она неплохо оборудована, похожа на ту, где я училась в Глинке. Я познакомилась со своей коллегой Надеждой Петровной Безносовой – именно на ее место искали педагога. Она также много рассказала о школе, о коллективе и сразу вручила мне дидактическую литературу в помощь.

– Что было решающим моментом?

– Мне понравилась школа, природа. В тот день, когда мы с мужем приехали в Касплю, было очень спокойно – рядом даже ходили аисты. Мы подумали, что, пожалуй, это то, что мы искали, – уютное место для семейнойжизни. Решить квартирный вопрос (мы снимаем жилье) помог директор школы, он сам находил варианты, звонил нам, мы приезжали смотреть. Мы выбрали дом, который находится примерно в 15 минутах ходьбы от школы, сейчас обустраиваемся.

– Вы ведете биологию в 5–11-х классах, как восприняли вас старшеклассники, ведь вы немного старше их? – Проблем нет, они поддерживают дисциплину на уроках, чего порой не дождаться от учеников средних классов. Внимают и слушают. Есть заинтересованность, тем более что четверо выпускников будут сдавать биологию на ЕГЭ и планируют связать свою жизнь с медициной. Поэтому к предмету они относятся с большой ответственностью. Главное – заинтересовать ребят и не банально подать материал. В зависимости от темы смотрю, что есть в учебнике, вспоминаю, как у нас проходили уроки в школе, вспоминаю практику, основы методики преподавания предмета, разные приемы…

– Поделитесь, как заинтересовать ученика?

– Немаловажную роль играет работа с иллюстрациями, наглядными пособиями. Также важно, чтобы дети знали, что это не просто теория, а знания, которые могут им пригодиться в жизни. Эти же моменты мы (только более глубоко) изучаем и в рамках кружков «Юный медик» и «Мир растений», которые я веду. К примеру, изучаем сельскохозяйственные растения: у всех есть огороды, это близко детям. Или инфекции, которые могут переносить домашние и дикие животные. Или – как помочь человеку в тех или иных критических ситуациях.

– Двойки уже ставили?

– К сожалению, двойки были. Наверное, дети еще не раскачались после каникул. Для некоторых было большим удивлением, что молодой учитель может быть строгим. Да, я строгий педагог. И это принципиальная позиция, чтобы не было панибратства, чтобы ребята общались сомной не как с подружкой (с учетом небольшой разницы в возрасте), а как с наставником, я прежде всего пришла их учить, хотя общение с ребятами складывается хорошо.

– А с коллегами?

– Тоже хорошо, подсказывают, помогают, если обращаюсь за профессиональным советом.

– Вы впервые стали классным руководителем, каково это?

– Сейчас все классные часы мы посвящаем знакомству друг с другом. Ребятам тоже непросто – они из начальной школы перешли в 5-й класс. Занятия направлены на сплочение класса, чтобы они еще крепче подружились друг с другом и со мной. Я помню, как это было в нашей школе в Глинке. Наш классный руководитель Наталья Гельсоновна Пашкун очень сдружила нас всех. И это было здорово. И именно ее опыт я взяла за основу. И я до сих пор с ней контактирую, советуюсь. – Когда вы возвращаетесь домой, вы работу оставляете за порогом? – Нет, конечно, проверяю дома тетради, готовлюсь к каждому уроку, ищу возможные задания, дополнительную информацию к занятиям, думаю, как провести их интереснее.

– Каверзные вопросы, на которые вы не смогли бы дать четкий ответ или они бы поставили вас в тупик, дети задавали?

– Не было, но в принципе к такому готова. Нас учили так: не знаешь ответа – все равно надо ответить, ведь ты учитель и, по мнению ребенка, должен все знать. Поэтому надо выкручиваться, говорить – вы скоро это выучите и будете знать, а пока я всех секретов раскрывать не буду.

– Татьяна Сергеевна, что бы вы посоветовали молодым педагогам, которые после окончания вуза стоят перед выбором, где работать, и по каким-то причинам боятся ехать на село?

– Не бояться делать выбор в пользу сельской школы. Для меня работа в сельской местности представляется лучшим вариантом, в такой школе – дети другие, более открытые и дружные, и есть возможность установить с ними более тесный контакт, к примеру, в моем классе всего 7 учеников. Не стоит думать, что эти образовательные учреждения во многом отстают по оснащенности – они обеспечены аппаратурой, компьютерами, проекторами. Да, маленькую сельскую школу не сравнишь с большой городской. Это совершенно другая грань учительской работы. Да и на селе тоже нужны педагоги.

Олеся ТОМАШОВА.