Знакомьтесь: Татьяна Белогурова, участковая медсестра Печерской амбулатории

Их называют первыми после Бога, наверное, потому, что только им удается заглянуть туда, куда простым смертным ход заказан. До определенного времени, которое у каждого свое. А они порой нарушают промысел Всевышнего, когда отвоевывают у другого мира чье-то право на жизнь… Татьяна Вячеславовна Белогурова – одна из тех, кто на протяжении тридцати лет трудилась на самых сложных участках системы здравоохранения.

Стать медиком коренная смолянка решила еще в детстве. Окончила школу, потом профильное учебное заведение, готовящее средний медперсонал, Смоленское медицинское училище.

То, что здесь изучали, легло в основу будущей профессии. Но Татьяна даже и представить себе не могла, с чем ей придется столкнуться уже в скором будущем.

…а из сердца нож торчал

– Первым местом моей работы стала Клиническая больница № 1, – рассказывает Татьяна Вячеславовна. – Я начинала в реанимации хирургического корпуса медицинской палатной сестрой и анестезистом. Осуществляла контроль за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации. Через нас проходили самые трудные пациенты: сосудистые, отделения гемодиализа и искусственной почки, в коме, с огнестрельными и ножевыми ранениями… В такие минуты думалось только о том, что нужно быстрее, аккуратнее и точнее оказать первую помощь. И перед глазами часто бывало не лицо человека, а пострадавшая часть тела…

Иногда люди останавливали на улице и благодарили за помощь: «Я к вам попал, вы меня реанимировали, спасибо…» А я, по правде сказать, всех не помню, так много их было.

– Татьяна, бывало ли вам, вчерашней студентке, страшно от вида крови и человеческих страданий?

– Нет. Мы, медики, не имеем право поддаваться эмоциям, терять самообладание. Это, конечно, приходит с опытом и чем быстрее, тем лучше и для самого медика, и для его пациента. Мне было не страшно, а, скорее, интересно узнать как можно больше о своей профессии и стать квалифицированной медсестрой.

– Наверняка были какие-то случаи, которые помнятся до сих пор.

– Очень много всего происходило… Вот, кажется, перед тобой бездыханное тело, а уже через несколько дней человек встает, начинает ходить, улыбается, постепенно выздоравливая. И ты искренне радуешься этому.

Помню, однажды ночью по скорой к нам поступила женщина, у которой из сердца… торчал нож. Все мы были молодые и целеустремленные, ассистировали хирургу, а он оперировал, показывал и рассказывал нам, что и в каком порядке делает, объяснял, почему нельзя сразу убрать нож. Никогда не забуду это бьющееся, пульсирующее сердце, из которого торчит острое лезвие.

Только к утру мы сняли с себя халаты и облегченно вздохнули. Кстати, эта сложная пациентка выжила и благополучно выписалась.

О фатализме и… любви

– Татьяна Вячеславовна, вы верите в судьбу?

– Уверена, что судьба есть, и, пожалуй, именно моя работа еще больше укрепила в этом мнении. После Клинической больницы я много лет отработала анестезисткой и палатной медсестрой в реанимационном отделении областного онкологического диспансера. Там столкнулась с такими случаями, когда шансов у человека было ничтожно мало, а он выживал.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов помощь медиков, все мы были так сплочены и с каким-то воодушевлением и даже неистовством отвоевывали у смерти каждого пациента, круглосуточно трудились в одной упряжке, помогая друг другу, вытаскивая людей с того света, но и счастливое стечение обстоятельств никто не отменял. А оно в том, чтобы вовремя обнаружить болезнь, вовремя начать лечение, вовремя провести реабилитацию.

И вновь на память приходит один из случаев… Среди пациентов диспансера была молодая женщина. Наши доктора носили ее на руках в буквальном смысле, они поднимали ее (ходить она не могла), а мы, медсестры, в это время быстренько все перестилали, убирали все складочки на постельном белье, чтобы не доставлять физического дискомфорта и вновь укладывали ее. Она долго была подключена к аппарату искусственной вентиляции легких, проводились все реанимационные мероприятия, был пройден курс психотерапии.

Потом к ней стали пускать мужа. Он приносил ей плеер, где на кассете была запись голосов их двух деток. Она слушала, и в ее потухших глазах зажигалась надежда, на губах появлялась улыбка, а он сидел рядом и держал ее за руку. Так трогательно было наблюдать за отношениями двух любящих людей. И она выжила. Как все мы радовались этой победе! Это была наша общая удача: медиков и ее близких. А еще говорят, что чудес не бывает. Вот так любовь сумела победить смерть.

– Невозможно оставаться безучастной к чужой беде. Когда из дня в день находишься в атмосфере чужой боли, страданий и горя, невольно начинаешь проникаться людскими проблемами. Наверное, и сны ваши были тревожными?

– Не скрою, порой приходилось трудно, но я молодая была, и мне все было интересно. Был период, когда я уходила работать в поликлиническую службу, но поняла, что это не мое и пришла опять в онкодиспансер, отработав в химио-терапевтическом отделении последние пять лет.

– Как вы считаете, медикам, работающим в таких условиях, должны быть присущи какие-то особые черты характера?

– Человек, надевший белый халат, обязательно должен быть чутким, внимательным и добрым по отношению к людям вообще, а к своим пациентам в особенности. Не менее важно умение выслушать, подбодрить, сказать что-то такое, от чего у человека появится желание быстрее пойти на поправку. Мы ведь и психологами должны быть.

Новый поворот

Жителям Печерска повезло, ведь теперь этот опытный медик и отзывчивый человек будет стоять на защите их здоровья – не так давно Татьяна Вячеславовна Белогурова пришла работать участковой медсестрой в Печерскую врачебную амбулаторию.

Сама она считает, что так сложилось по воле случая. Работать ночами стало тяжеловато и она стала искать дневную работу. А когда в отделе кадров узнала о свободной вакансии медицинской сестры и возможности принять участие в программе «Земский доктор/Земский фельдшер», сразу согласилась.

– Татьяна, наверное, по сравнению с тем, что пришлось увидеть и через что пройти в других лечебных учреждениях, здесь вам будет полегче?

– Не знаю, время покажет, везде своя специфика. Конечно, если всю жизнь отработала в стационаре, к поликлинике нужно привыкнуть. Здесь немножко другая работа, которая заключается в помощи на приеме врачу. Так же, как и раньше, буду выполнять его назначения – записывать на анализы, измерять давление, делать кардиограмму…

– Как вас приняли на новом месте?

– Приняли очень хорошо. Коллектив работоспособный, нацеленный на оказание помощи своим землякам. Приятно, что я буду трудиться среди таких людей. Участок у меня большой, предстоит узнать многое, так что пока я осваиваюсь, наблюдаю, учусь.

– Ваша деятельность всегда требовала немалых моральных сил. Как вы отдыхаете, что помогает отвлечься от рабочих будней?

– У меня много увлечений. В свободное время пеку торты, вышиваю крестиком. Очень люблю животных. Наша домашняя любимица Джесси, мы зовем ее Милюбша, участвует во всех наших делах, поддерживает морально. Как медик я считаю, что животные в доме нормализуют наш психологический фон, приносят множество позитивных эмоций и ярких воспоминаний.

– Татьяна Вячеславовна, мы от души желаем вам удачи!

Елена ТРУФАНОВА