ЦИК РФ зарегистрировал четырех кандидатов в президенты — Леонида Слуцкого (выдвинут ЛДПР), Николая Харитонова (КПРФ), Владислава Даванкова («Новые люди») и действующего главу государства Владимира Путина (самовыдвиженец).

Также рабочая группа ЦИК РФ передала итоговые протоколы проверки подписных листов представителям Сергея Малинковича («Коммунисты России») и Бориса Надеждина («Гражданская инициатива»). У обоих процент брака превышает допустимую норму, у Надеждина — более 15%, у Малинковича — почти 15%. Для регистрации кандидатом брак не должен превышать 5%.
Список кандидатов в президенты, практически, определен, насколько он, на ваш взгляд, соответствует сложившейся структуре политической системы РФ? В чем, по вашему мнению, заключаются ошибки кандидатов, не сумевших качественно организовать сбор подписей? Кого должны винить кандидаты, не прошедшие регистрацию – себя или власть?

Иванов Александр Михайлович, доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС:

«В марте 2024 г. страна в восьмой раз выбирает Президента Российской Федерации, это значимое историческое событие привлекает к себе огромное количество людей и участников. Вот и в этот раз в декабре 2023 г. когда ЦИК России объявил о начале избирательной компании – 11 кандидатур изъявили желание побороться за пост главы государства. Не будем сейчас подробно останавливаться на биографиях всех выдвинутых кандидатах, в итоге мы видим, что в избирательный бюллетень будет включено четверо — Леонид Слуцкий (выдвинут ЛДПР), Николай Харитонов (КПРФ), Владислав Даванков («Новые люди») и Владимир Путин (самовыдвиженец).

Как говорит Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция) в качестве кандидата может учувствовать представитель политической партий и гражданин Российской Федерации при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. И в конечном счете мы видим, что тот кандидат, за кем стоят крупные политические силы или политическая партия сможет собрать нужное количество подписей в свою поддержку, обеспечить себе проход на новый этап выборов, и чтобы его кандидатура попала в бюллетень, чтоб граждане Российской Федерации смогли воспользоваться своим активным избирательным правом.

В качестве виноватого стоит в первую очередь винить себя, что не смогли разработать программу, грамотно провести подготовительную работу, заручиться поддержкой людей, власть лишь создает условия и требования к проведению избирательной компании, и это, на мой взгляд, специалиста ЦИКа идут навстречу всем кандидатам, доходчиво и доступно разъясняя требования и давая время на исправление найденных замечаний в документах. Что касаться забывчивости отдельных претендентов о своих заграничных счетах, то тут стоит напомнить о требованиях, что предъявляет закон к кандидатам в президенты Российской Федерации. Правой нигилизм все еще свойственен отдельным не сознательным гражданам, что стоит исправлять только самообразованием или консультациями с работниками ЦИК России».    

Понажев Юрий Олегович, область интересов: политология, международные отношения, зелёная экономика, юриспруденция:

«Список кандидатов в президенты окончательно определён. В выборах примут участие 4 кандидата, как это было, например, в 2008 году. Тем не менее, данные кандидаты отражают фактически весь спектр российской политической системы. Владимир Путин представляет консервативный фланг российской политики, Николай Харитонов — левый фланг, Леонид Слуцкий — национал-патриотический фланг, а Владислав Даванков — праволиберальные силы. Поэтому каждый избиратель может найти в бюллетене кандидата, соответствующего его политическим предпочтениям. При этом лидерство Владимира Путина не вызывает сомнений — в период турбулентности и нестабильности в международных отношениях избиратели отдают предпочтение преемственности политического курса.

Что касается кандидатов, не сумевших представить в ЦИК РФ надлежаще оформленные подписи в установленном количестве, здесь хотелось бы отметить, что если кандидат претендует на то, что он хочет управлять государством, то задачу по сбору подписей как минимум он должен суметь решить. То есть кандидат должен обладать определённой базой поддержки в регионах, организовать работу по сбору подписей, проконтролировать правильное оформление документов, мобилизовать сторонников. Если кандидат не способен провести эту работу, то странно такому кандидату претендовать на управление такой огромной страной, как Россия.

Стоит отметить, что требования по количеству подписей, которые необходимо представить, были существенно смягчены после президентских выборов 2012 года. Не думаю, что 100 тысяч для кандидата от партии и 300 тысяч для самовыдвиженца — чрезмерные требования. При этом нужно представить подписи из большого числа субъектов, что должно продемонстрировать массовую народную поддержку кандидата по стране.

Думаю, что отказ Малинковичу и Надеждину со стороны ЦИК по формальным основаниям был правильным. Полагаю, что оспаривание Надеждиным решения ЦИК в Верховном Суде вряд ли принесёт положительный результат.

Тем не менее, мы постоянно видим те же ошибки со сбором подписей — отсутствие надлежащего заверения данных сборщиков подписей, ошибки в паспортных данных, «мёртвые души», информация, внесённая не рукой избирателя, а рукой сборщика подписей, подписи, выполненные одной рукой. Похожие ошибки регулярно встречаются у разных кандидатов и на разных выборах. В связи с этим, как мне кажется, на уровне ЦИК и региональных избиркомов с кандидатами в начале избирательной компании должны проводиться учебно-методические собрания, в которых члены избиркомов должны разъяснять кандидатам, какие бывают типичные ошибки при оформлении подписных листов, чего нужно избежать, чтобы правильно оформить документы. Должны быть изданы методические рекомендации для кандидатов с разбором ошибок, иначе эта ситуация будет постоянно повторяться. Необходимо укреплять легитимность выборов и проводить мероприятия, направленные на повышение прозрачности избирательных процедур.

Председатель ЦИК Элла Памфилова уже заявила о готовности инициировать возможность сбора подписей через портал Госуслуг на федеральном уровне. А кандидат от КПРФ Николай Харитонов написал в своём телеграм-канале, что выступает за более широкий круг кандидатов и против искусственного ограничения конкуренции, подчеркнул, что он, как и Памфилова, считает, что нужно облегчать возможности для регистрации кандидатов.

Что для этого можно сделать? Прежде всего, нужно дать возможность партиям, имеющим широкое представительство на региональном уровне, дать возможность выдвигать кандидата в президенты без сбора подписей. В настоящее время таким правом обладают партии, списки которых были допущены к распределению мест в одной трети субъектов. Можно смягчить этот порог и дать такое право партиям, у которых есть хотя бы один депутат (хотя бы одномандатник) в одной шестой субъектов. Тогда к следующим выборам при условии серьёзной работы в регионах можно дотянуть Партию пенсионеров, партию «Родина», «Коммунистов России», «Яблоко» до такого порога. Можно также дать аналогичную возможность партиям, у которых есть большое число муниципальных депутатов по стране (например, 200, представляющих хотя бы шестую часть субъектов) — это стимулирует активность на муниципальном уровне — партии начнут больше внимания уделять проблемам избирателей на уровне муниципалитетов.

Что касается залога, здесь важно избежать ситуации, что на выборах окажется большое количество «денежных мешков», покупающих места в бюллетенях, а также блогеров, организовавших краудфандинг. Я думаю, можно дать возможность внести залог, но в этом случае надо собрать хотя бы 50% от общего числа требуемых подписей. Число подписей, собранных через Госуслуги, также не должно превышать 50% — кандидаты должны показать реальную работу не только онлайн, но и офлайн.

Что касается некачественных подписей, можно дать такую возможность кандидатам. Если они не способны предоставить подписи с числом брака менее 10%, пусть представляют больше подписей на проверку. Можно допускать кандидатов от партий с 10% брака, если они собрали 200 тыс. подписей (600 тыс. для самовыдвиженцев), с 15% брака, если они собрали 300 тыс. подписей (900 тыс. для самовыдвиженцев), с 20 % брака, если они собрали 400 тыс. подписей (1,2 млн. для самовыдвиженцев), с 25 % брака, если они собрали 500 тыс. подписей (1,5 млн. для самовыдвиженцев), с 30% брака, если они собрали 600 тыс. подписей (1,8 млн. для самовыдвиженцев). Кандидаты с браком более 30% до выборов не допускаются ни при каких условиях. Кроме того, кандидаты не должны допускаться, если одни и те же люди подписались на бумаге и через Госуслуги (для этого нужно предусмотреть специальные правила).

Тем не менее, реформы — дело будущего, а пока нужно концентрироваться на текущей избирательной кампании. Даванков уже допустил сотрудничество с Надеждиным, а избиратели Малинковича увидят в бюллетене ещё одного кандидата-коммуниста. Кто-то из кандидатов наверняка попытается привлечь на свою сторону избирателей, которых волнуют проблемы экологии. Полагаю, что с учётом вышеизложенного у каждого избирателя имеется возможность выбора кандидата, отражающего его политические предпочтения. В иных демократических странах на президентских выборах участвуют только два основных кандидата, и мало кто говорит о том, что такого числа кандидатов недостаточно для признания выборов демократическими».