С 2019 года в России реализуется национальный проект «Образование», направленный на обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Он появился по инициативе президента Владимира Путина, поставившего цель – помочь талантам и обеспечить равные возможности доступа к образовательным услугам.


В рамках нацпроекта построено более 800 новых школ общей мощностью более 498 тысяч мест. Открыты 14 тысяч центров образования «Точка роста» в сельской местности и малых городах. Созданы 232 детских технопарка «Кванториум», 198 центров цифрового образования «IT-куб».
В субъектах Российской Федерации работают центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, центры опережающей профессиональной подготовки и более 3100 современных мастерских. Создано более 1 миллиона новых мест дополнительного образования.
В рамках нацпроекта реализуется 8 федеральных проектов, таких как «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Социальные лифты для каждого» и другие. 

Какие достижения в рамках национального проекта «Образование» вы наблюдаете в своем регионе? Какие оригинальные в инициативы в сфере образования реализуются у вас? Насколько динамично развивается образование в вашей местности, какими методами можно сделать его более современным и отвечающим потребностям экономики? Какие проблемы образовательных учреждений наиболее актуальны для вашего региона, каким образом их можно решить?

Крючкова Светлана Алексеевна, председатель, генеральный директор РСОО «Общество защиты прав потребителей «Фемида»:

«Образованное население нашей страны – это одна из важнейших задач стоящих перед нашим обществом. Владимир Владимирович Путин не зря обеспокоен этой ситуацией в стране.

В последние годы немало делается в этом направлении. В рамках национального проекта «Образование» внедрены программы, способствующие развитию профессионального мастерства педагогов, и дополнительного образования учащихся.  В Смоленской области делается все необходимое для внедрения этих программ.

В целях более эффективного образования для потребностей экономики, возможно, необходимо вернуться к нашему забытому опыту, когда во время учебного процесса в школах учащиеся получали дополнительное образование по рабочей специальности и после окончании школы получали документ о дополнительном образовании. Выходя из стен школы, учащиеся уже имели специальность, которой могли воспользоваться в своей жизни».

Понажев Юрий Олегович, юрист:

«Система образования в Смоленской области в настоящее время переориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда. Расширяются программы набора на целевые места обучения, что позволяет обеспечить выпускников гарантированными рабочими местами после завершения обучения и одновременно закрыть потребности в районах области по приёму на работу медицинских работников, работников сферы образования. Помимо этого, осуществляются значительные вложения по ремонту и реконструкции образовательного фонда. 

Кроме того, расширяется внедрение сетевых образовательных программ, когда обучающиеся имеют возможность задействовать ресурсы нескольких образовательных организаций для получения максимального объёма компетенций в рамках обучения. 

В этом году по итогам визита в Смоленск председателя Правительства Михаила Мишустина заключено соглашение о реализации сетевых программ Московского авиационного института и Смоленского государственного университета. С сентября студенты приступят к обучению по направлениям «Самолёто- и вертолётостроение» и «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». Программы подготовят молодые кадры для смоленского авиационного завода.

Кроме того, в рамках сетевых программ развивается международное сотрудничество между университетами. подписано соглашение между Смоленским государственным университетом и Витебским государственным технологическим университетом (Республика Беларусь) о реализации сетевых образовательных программ по направлениям «Технология и проектирование текстильных изделий», «Дизайн костюма и тканей», к обучению студенты приступят в 2024 году.

Среди актуальных вопросов развития системы образования следует отметить необходимость разработки новых образовательных программ для перехода на обучение в рамках программ специалитета во исполнение решений, озвученных в Послании Президента РФ Федеральному собранию. Переход на Болонскую систему в части ликвидации специалитета был не всегда оправданным, и теперь необходимо разработать базу для возврата к проверенным программам подготовки базового обучения специалистов».