В Администрации Смоленского района прошло торжественное подведение итогов районного конкурса «Педагогический дебют – 2022». В нем принимали участие 17 педагогических работников из средних и Верховской основной школы, а также из детских садов.

Победителем районного конкурса «Педагогический дебют – 2022» в номинации «Молодые учителя» стала учитель начальных классов Гнездовской средней школы Евгения Константиновна Александрова.

Поздравив молодого учителя с победой, мы попросили ее рассказать о пути в педагогику, маленьких учениках, радостях и трудностях профессии.

Евгения Александрова выросла в Смоленском районе, окончила Сыр-Липецкую школу и, как она сама говорит, практически до выпускных экзаменов не знала, в какое учебное заведение подать документы дальше. Все-таки, тяготея к работе с детьми, поступила в педагогический колледж на отделение «Преподавание в начальных классах».

Учиться понравилось, а когда началась практика в школах Смоленска, девушка поняла, что не ошиблась в своем выборе, и это, действительно, то, чем она с удовольствием хочет и готова заниматься в дальнейшем.

Первый блин – не комом

После окончания колледжа Евгения переехала в деревню Новые Батеки и пришла работать в Гнездовскую среднюю школу. Опасений было достаточно, и они были связаны и с тем, как примут ее в первом в жизни рабочем коллективе, и с тем, как воспримут учителя дети, и как сложатся отношения с родителями ребят.

Сегодня, спустя почти два года работы, Евгения Константиновна считает, что первый, самый сложный этап, преодолен успешно:

– Меня очень хорошо приняли в школе, директор Юлия Александровна Мужецкая и все коллеги всегда готовы помочь и подсказать, как справляться в тех или иных ситуациях и делают это очень искренне, с улыбкой и пониманием. Мой наставник Ольга Юрьевна Дмитриева, учитель начальных классов, более двадцати пяти лет отдавшая самым маленьким школьникам, всегда готова поделиться педагогическими наработками, нюансами составления и оформления документации, которой у учителей в последние годы предостаточно.

10 девчонок и 9 ребят

В городских образовательных учреждениях наполняемость классов больше, нежели на селе. В Гнездовской школе учителю достался первый класс, и в нем – 10 девочек и 9 мальчиков. Большинство из них уже умели читать и считать, а некоторые писали несложные слова. При такой подготовке ребят и увлеченности их педагога процесс обучения идет продуктивно и небезуспешно.

– Мне очень нравится каждое утро входить в свой класс, видеть заинтересованные взгляды учеников, делиться с ними знаниями и видеть, как быстро они схватывают новый материал, – делится Евгения Константиновна. – Для лучшего усвоения информации использую визуальные средства – маленьким детям легче запомнить то, что они видят и могут потом представить. Я вообще считаю, что профессия учителя – одна из тех, где ты довольно быстро можешь ощутить результат своего труда. А результат виден, когда есть обратная связь. И выстроить ее – главная задача педагога.

Некоторые полагают, что работа учителя заканчивается с его уходом из школы. Так когда-то думала и Евгения Александрова.

– На деле оказалось, что немалое время занимает проверка тетрадей, подготовка к следующему дню, написание планов и т. п., а если ты еще ведешь дополнительные занятия и занимается кружковой работой, то домой приходишь чуть ли не затемно. В своем классе я веду кружки «Русский язык» и «Азбука здоровья», то есть наше общение продолжается и во внеурочное время.

Педагог признается: для нее на уроках важна дисциплина. Но в то же время она старается так разнообразить учебный час, чтобы дети не уставали, и устраивает минутные игровые передышки.

– Чувствую, что я на одной волне со своими маленькими учениками, мне интересно с ними, а им, думаю, со мной (улыбается). Здесь важно не допускать и фамильярности с их стороны, ведь учитель, прежде всего – это наставник, он рядом, но всегда немного впереди, – продолжает рассказ о своей работе учитель начальных классов Гнездовской средней школы. – Помню, что очень переживала, готовясь к первому в жизни родительскому собранию: как меня, молодую и неопытную, воспримут взрослые люди? Все беспокойства, к счастью, оказались излишними. У меня и ученики замечательные, и их родители открытые и искренние, мы совместно решаем все вопросы, касаются ли они учебного процесса, подготовки к мероприятиям и их проведения, досуга во время каникул.

Учить и учиться

Учитель всю жизнь учится сам, и оспаривать эту истину едва ли кто-то решится. Евгения Александрова является классной мамой для 19-ти ребятишек и сама продолжает учиться заочно, получая высшее образование на социологическом факультете СмолГу. Так что у Гнездовской школы в ее лице теперь есть еще и психолог.

Конкурс профессионального мастерства, действительно, стал для молодого педагога удачным стартом, дав возможность испытать свои силы, проявить знания и получить опыт.

– Он проходил в два этапа, – говорит Евгения Константиновна, – в ходе первого нужно было предоставить видеоматериал урока. Я выбрала окружающий мир с темой «Созвездие». Включила в него работу с интерактивными технологиями. Детям было интересно, и они были очень активными. Очный этап проходил в районном комитете по образованию. Участникам задавали разные вопросы, и мы должны были высказать по каждому свое мнение.

Мне досталась известная цитата «Учитель – это призвание, а не звание». Думаю, что нашла нужные слова, чтобы обосновать свое мнение, которое, конечно же, полностью совпадает с данным утверждением.

Я люблю свою работу, своих маленьких почемучек, и победа на конкурсе стала еще большим стимулом для того, чтобы двигаться дальше. Знаю, в каком направлении иду и не боюсь ставить перед собой цели.

В моих ближайших планах – доучить своих второклашек, получить диплом о высшем образовании и повысить профессиональную квалификацию, пройдя аттестацию для получения 1 категории.

Планов у Евгении Александровой впереди немало. Пожелаем, чтобы все они сбылись.

Елена ТРУФАНОВА