Словно по инерции, мы каждое утро провожаем своих детишек в школу, вечером добросовестно (или не совсем) проверяем отметки в их дневниках и выполненное домашнее задание. Часто возмущаемся, что так много задано на дом.
Согласитесь, что мы редко задумываемся о том, что в это же самое время где-то в своей квартире, несмотря на поздний час, окружив себя стопками тетрадей, кипами планов, сидит человек, призвание которого сеять разумное, доброе, вечное.
«Это его работа!» – скажут многие и, возможно, будут правы. Однако позвольте возразить. Чтобы быть настоящим профессионалом своего дела в школе, недостаточно просто отвести свои часы, школой нужно жить. Именно о таком человеке, учителе с большой буквы, нам бы хотелось рассказать.
Нину Анатольевну Филонову, заместителя директора Ольшанской основной школы, в Смоленском районе знают очень многие. Уже 32 года она трудится педагогом, сначала открывая для ребят тонкости одного из сложнейших предметов – математики, а теперь занимаясь управленческой деятельностью.
Перелистывая страницы своей биографии, Н. А. Филонова рассказала, что родилась она в нашем районе, в деревне Бабны, в самой обычной крестьянской семье.
– Ни до, ни после меня у нас не было учителей, – делится она, – а мне хотелось стать педагогом. Поскольку бОльшую склонность я имела к точным наукам, окончила физико-математический факультет Смоленского педагогического института и ни разу не пожалела о своем решении.
Начало
Педагогическую деятельность моя собеседница начала в Дубровской средней школе Демидовского района. Ей, вчерашней выпускнице вуза, доверили вести уроки математики сразу в четырех классах – 7, 9, 10 и 11-ом. А для 9 класса она стала еще и классным руководителем.
– С самых первых уроков я поняла, что правильно выбрала будущую специальность, – говорит Нина Анатольевна. – Мне удалось найти общий язык и с коллегами, и с ребятами, и с их родителями. Нравилось все: и объяснять ученикам сложные формулы, и проводить с ними время вне стен учебного заведения. Такие моменты особенно сближали и помогали детям раскрыться.
В те годы работа педагога включала в себя и внеурочную деятельность, которая проходила на полях колхозов. Ребята под присмотром учителей трудились на уборке картошки, вязали лен. И это не было обязаловкой, наоборот, молодому поколению нравилось помогать взрослым, да еще и свою первую денежку за это получать.
Совсем скоро по семейным обстоятельствам молодой учитель переехала в Смоленский район. Нину Анатольевну прекрасно помнят в школах, где ей пришлось потрудиться, и отзываются как о прекрасном человеке и высококлассном специалисте.
В Денисовской основной школе в д. Бабны Нина Анатольевна вначале работала учителем математики, потом – завучем по учебной части и завершила здесь свою деятельность в 2010 году директором. Именно в этом году школу закрыли. Поселения объединились, и педагоги Денисовской школы пошли работать в Лоинскую основную. А вскоре и она прекратила свое существование.
Потом была Касплянская средняя школа. Здесь Н.А. Филонова вела уроки географии и группу продленного дня.
Новый поворот
И вновь судьба делает поворот в жизни нашей героини. Сегодня она заместитель директора по учебной работе Ольшанской школы. На смену урокам и проверкам тетрадей пришла не менее важная управленческая работа, от которой зависит работа всего коллектива школы: и учителей, и учеников.
Пройдя такой огромный путь в профессии, Нина Анатольевна помнит многих своих учеников, шаловливых и скромных, активных и спокойных. С присущей ей материнской любовью, добротой и требовательностью к детям вела она молодое поколение по нелегкому пути познания и самопознания, учила быть честными, принципиальными, добрыми, полезными обществу – людьми с большой буквы.
Её воспитанники имели глубокие теоретические и практические знания, связывая свою будущую специальность с математикой, успешно сдавали экзамены в высшие учебные заведения.
В настоящее время ученики Нины Анатольевны работают рядовыми сотрудниками и занимают руководящие должности в разных уголках области и страны.
Н. А. Филонова неоднократно награждалась Почетными грамотами районного и областного уровня, имеет грамоту Смоленской областной Думы, ей присвоено звание «Ветеран труда Смоленской области».
Вопрос учителю
– Нина Анатольевна, какие главные качества, на Ваш взгляд, должны быть присущи учителю?
– Безусловно, в первую очередь – это любовь к детям. Без этого в школе делать нечего. Необходимо быть терпеливым, в меру требовательным и понимающим. Ну, и, конечно, здоровье. Оно важно в каждой профессии, а для учителя – в особенности, ведь его труд – вне графика, постоянно приходится быть на связи с детьми и их родителями.
– Думаю, что не ошибусь, если скажу, что работа в сельской школе имеет свои положительные и отрицательные стороны, когда близко знаешь родителей подопечных…
– Везде мне удавалось находить общий язык с родителями школьников. Встречаясь с мамами и папами ребят не только в стенах учебных заведений, но и ходя по одним улочкам, конечно, очень скоро узнаешь каждого из них. И в этом плане всегда проще поговорить, если требуется, в нейтральной обстановке.
С другой, — сложнее, поскольку этот человек – не только родитель, но и хороший сосед, с которым сложились добрые, доверительные отношения, и порой приходится искать особые слова, чтобы не огорчить человека плохими оценками или поведением его ребенка.
– Учителя не любят говорить о том, что у них есть любимчики. Мне же кажется, что отношение к каждому человеку, быть то школьный или рабочий коллектив, формируется исходя из личностных качеств отдельного индивидуума. Итак, были ли любимые ученики у педагога Филоновой?
– Такое бы слово я применять по отношению к детям не стала… Безусловно, каждому учителю нравится, когда ребенку интересен его предмет, когда есть стремление постигать сложное и узнавать новое, когда в глазах ребят присутствует внимание и желание понять, проанализировать и справиться даже с самой сложной задачкой. С такими детками работать всегда в удовольствие.
– Ваш предмет для многих школьников – в ряду самых сложных. Есть ли какой-то способ научить их понимать точные науки?
– Думаю, не скажу ничего нового: чтобы чего-то достичь, нужно хорошо потрудиться. На это мы и нацеливаем своих подопечных. И это дает свои плоды. Нередко приходилось наблюдать, как благодаря своему упорству и трудолюбию ребенок, который ранее только на удовлетворительную оценку справлялся с математическими заданиями, через какое-то время начинал учиться не хуже тех, кому этот предмет изначально давался гораздо легче.
– Нина Анатольевна, совсем недавно Вы отметили юбилей. Мы присоединяемся ко всем поздравлениям в Ваш адрес и желаем, чтобы жизнь Ваша была наполнена приятными сюрпризами и яркими событиями. Пусть Ваша работа приносит только радость и удовлетворение от сделанного, здоровья и благополучия. Хотелось бы спросить: чего Вы сами пожелали бы себе?
– Здоровья, взаимопонимания в коллективе и в семье, интересных, любознательных учеников.
– Пусть все Ваши желания сбудутся!
Елена ТРУФАНОВА