Буквально несколько дней назад педагогические работники принимали поздравления со своим профессиональным праздником. По доброй традиции в этот день проходит награждение лучших из лучших в данной сфере и чествование победителей различных номинаций.

Одним из победителей конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» с работой «Организация духовно-нравственного воспитания на уроках литературы при изучении произведений Древней Руси» стала Виктория Андреевна Простакова, учитель Архиповской основной школы. На сцене КДЦ «Губернский» она получила диплом победителя.

Виктория – значит победа

Виктория Простакова всего второй год работает в школе, и награда такого уровня для нее важна и значима.

– О победе я узнала от своего научного руководителя Ольги Олеговны Харченко (я учусь на 2 курсе магистратуры в СмолГУ по направлению «Обучение и развитие младших школьников»), и для меня это стало полной неожиданностью, – говорит Виктория. – Мне было просто интересно поучаствовать в конкурсе, о таком высоком результате я не думала. Подготовка к нему была длительной, в течение двух месяцев. У меня уже имелась разработка урока в 7 классе о нравственных ценностях на примере произведений литературы Древней Руси, оставалось только внести кое-какие дополнения. Литература Древней Руси чрезвычайно богата и дает возможность почерпнуть немало полезного для себя и детей.

Вместе с учениками мы добавили в материал проект сайта, на котором можно найти что-то познавательное. Ребята даже предложили название «Ценности из древности».

– Знаю, что это не первая Ваша победа.

– Да, не первая. Ранее я участвовала в международном конкурсе научно-исследовательских работ «Наука молодых: новый взгляд на проблемы психологии и педагогики образования» для студентов. Заняла первое место в номинации «Начальное образование: актуальные направления, подходы, проекты, технологии» с работой «Задания на преобразование лингвистической информации как средство формирования у младших школьников знаково-символических универсальных учебных действий».

Выбор душа подсказала

Виктория родилась в Смоленске, окончила Архиповскую основную школу, аттестат о среднем общем образовании получила в Сметанинской.

– Я все время металась между выбором кем стать: учителем или врачом, – делится она. – На выбор повлияло несколько факторов. Мой младший брат ходил в 1 класс, и я с интересом помогала ему в подготовке домашних заданий. И еще мне очень нравились проводившиеся в школе дни самоуправления, на которых каждый желающий мог «примерить» на себя роль педагога.

В старших классах я получила приглашение в числе других будущих абитуриентов принять участие в Дне открытых дверей в СмолГУ. Посетив учебное заведение, я поняла: это мое! И учиться я хочу только здесь. Большой жизненной удачей считаю не ошибиться в своем решении. Мне повезло дважды: я вернулась в свою родную школу и занимаюсь делом, которое доставляет мне удовольствие и приносит пользу другим.

– Виктория Андреевна, Вы учитель русского языка и литературы для учащихся Архиповской школы с 5 по 9 класс, а для шестиклассников еще и классная мама. Насколько сложно было влиться в коллектив и сразу взять на себя такую ответственность?

– Начинать, наверное, всегда непросто. На первых порах мне очень помогли коллеги и директор школы Владимир Александрович Морозов. Поддерживают они меня и сейчас. У нас прекрасный коллектив.

У меня шестеро замечательных, в меру активных и в меру шаловливых мальчишек (так получилось, что в классе нет ни одной девочки). С ними очень интересно работать, наблюдать, как они взаимодействуют между собой, как строят отношения. Вообще мне нравится учить в сельских школах. Здесь дети более добрые, простые и открытые, и мне сразу удалось найти с ними общий язык. Всего же в нашей школе 53 ученика. Самый большой – 7 класс, где 8 учащихся.

Улыбка – шаг к успеху

– Вы всего на несколько лет старше своих учеников. Как удается грамотно выстроить отношения с самыми старшими из них?

– В начальной школе учитель для детей – бессменный авторитет, а в мире подростков еще нужно постараться завоевать уважение. Я стараюсь создать на уроках такую обстановку, чтобы не было напряженности, чтобы дети не боялись отвечать у доски, поднимать руку. И в то же время поддерживаю дисциплину и субординацию.

– Вы строгий учитель?

– Пожалуй, нет. Мне очень нравятся фразы: «От любви и ласки все расцветает» и «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Это два моих девиза как на работе, так и в жизни. Я всегда прихожу в школу в хорошем настроении. Даже дети спрашивают, почему я всегда улыбаюсь. А как иначе? Вспомните мультфильм про крошку Енота, когда мама учила его добру. Мое правило: начинай каждый день с улыбки, и ты увидишь, как все вокруг станет приветливее, как твои излучающие свет и счастье глаза начнут притягивать окружающих.

– Отличный совет! Испытывают ли современные дети интерес к Вашим предметам?

– Дети есть дети, они разные, и кто-то из них больше любит русский язык, а кто-то склонен к точным наукам. Да, в век ТикТока, когда быстро меняется картинка, не все любят читать, дети привыкают к быстрой смене информации, некоторым не хватает терпения и усидчивости. Я стараюсь сделать урок интересным, чтобы здесь присутствовала смена деятельности, включаю игровые элементы, нахожу малоизвестные факты, делаю опросы и предлагаю сравнивать произведения классики с современностью, проводя параллели.

Для ребят порой бывает настоящим открытием, что все сказанное сто-двести лет назад актуально и сейчас. Даю творческие задания, например, написать продолжение какого-то пройденного произведения.

Люблю, когда на уроках в классе царит живая обстановка, когда ребята спорят, кто будет отвечать, когда поднимается лес рук, когда дети так увлечены уроком, что не замечают времени.

Чтобы ребят немного мотивировать, у меня есть элементы поощрения (как для всего класса, так и для отдельных учеников). Ребята зарабатывают баллы в течение недели, а потом они могут обменять их на сертификаты. Например, 13 баллов можно обменять на сертификат «отмена домашнего задания». Для всего класса есть отдельная баночка, в которую я кладу конфетки. Когда ее содержимое доходит до определенного уровня, я исполняю то, что обещано (чаепитие или урок в игровой форме, например).

А не замахнуться ли на Уильяма Шекспира?

– Помимо основной деятельности Вы занимаетесь и дополнительным образованием школьников. Расскажите об этом.

– Я являюсь руководителем театральной студии «Премьера». Во время моей учебы в университете было развито это направление, где мы учились раскрываться, не стесняясь показать себя, свои возможности и способности. Студию посещают учащиеся старшего звена. На занятиях они знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Сюда включена театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры, работа над спектаклем, развитие дикции. Кстати, я сама прошла курс развития и постановки речи и дикции.

Такая кружковая работа способствует гармоничному развитию личности ребенка средствами эстетического образования, развитию его художественно-творческих умений, нравственному становлению.

Мы занимаемся организацией тематических мероприятий. Первым нашим мероприятием был концерт ко Дню учителя. Мы решили выйти за рамки обычного торжества и сделать праздник немного озорным и веселым. Ребята ответственно отнеслись к подготовке, очень горжусь ими.

В планах – поставить вместе с детьми спектакль. Тема еще не выбрана, думаю, это будет совместное с кружковцами решение.

– Виктория Андреевна, Вы делаете первые шаги на педагогическом поприще, и учительские наработки требуют немалого времени. Как предпочитаете проводить свободное время?

– Свободного времени не так уж и много, но я стараюсь проводить его с пользой. Играю на гитаре, посещаю музейные выставки и дизайн-пространства, различные концерты. Не хочу останавливаться в своем развитии и стремлюсь показать детям своим примером как можно полезно и интересно проводить время. Мне кажется, если человек старается расти и узнавать что-то новое, и не только в профессиональной сфере, не только он сам живет насыщенно и полноценно, но и с ним никогда не будет скучно и всегда найдется, о чем поговорить и поспорить.

– Дети любят задавать вопросы. Всегда ли у молодого педагога находятся на них ответы?

– В моем классе есть интерактивная доска под названием «Вопрос дня». Идею с этой рубрикой я подсмотрела у одного из учителей-блогеров. Мне она понравилась, решила попробовать. Ребят тоже зацепило.

Ежедневно здесь появляется новый вопрос, на который все желающие (и я в том числе) могут написать ответ маркером. Например, «Какая твоя любимая музыкальная группа?», «Каким должен быть хороший человек?»…. Потом мы беседуем, почему они ответили именно так.

На мое удивление доска никогда не пустует. Думаю, что так школьники учатся думать, анализировать, рассуждать… Работать с ними очень здорово. В другой профессии я себя не вижу. Очень люблю свою работу и хочу отдавать ребятам максимум того, что знаю и умею сама.

Елена ТРУФАНОВА