Каждое утро Людмилы Васильевны Заболотневой начинается одинаково. Она спешит к своим маленьким воспитанникам и коллегам в детский сад «Колосок». И так уже более 40 лет.

С этим местом в селе Пригорское у нее связано столько приятных и светлых событий. Радость наполняет сердце педагога, когда она слышит веселый щебет детворы, мальчишек и девчонок, для которых здесь впервые открываются двери в неизведанное, и помогают им на этом интересном пути сотрудники дошкольного учреждения.

День воспитателя и всехдошкольных работников – один из самых молодых праздников, который появился по указу Президента РФ Владимира Путина 27 сентября 2004 года. Именно тогда в 1863 году в Санкт-Петербурге был открыт первый детский сад.

В этот день принято чествовать не только воспитателей, но и всех работников дошкольного образования – заведующих, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, младших воспитателей. Ведь от их мудрости, терпения и заинтересованности во многом зависит, кем вырастет взрослеющий человечек.

Накануне Дня воспитателя мы побеседовали с Людмилой Васильевной Заболотневой, заведующим МБДОУ д/с Колосок.

Предназначение

Родилась Людмила Янкина (девичья фамилия) в крестьянской семье, среди представителей которой никогда не было учителей. Несмотря на это, еще в детстве она решила связать свою судьбу с педагогикой.

Окончив школу, руднянская девчонка поступила в Смоленское педагогическое училище. В 1981 году была распределена в Демидовский район, где работала учителем начальных классов.

Выйдя замуж, Людмила Васильевна переехала в Смоленский район. Начинала воспитателем в детском саду «Солнышко» Смоленского района, а когда в 1983 году открылся новый детский сад «Колосок», пришла сюда.

За 32 года работы у нее было 8 выпусков маленьких пригорцев. Столько же – за время деятельности заведующим, с 2014 года, когда Л.В. Заболотнева приняла на себя руководство дошкольным учреждением.

От А до Я

– Людмила Васильевна, сколько всего ребят ходят в детский сад и по какой программе они занимаются?

– Сегодня в детскомсаду функционирует 6 групп общеразвивающей направленности, посещают их 144 ребенка. Развитие и обучение осуществляется по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

– Ребенок растет и воспитывается в обществе, которое, безусловно, оказывает на него влияние. Как Вы считаете, сегодняшние дети отличаются от тех, что были десять-двадцать лет назад?

– Для меня дети всегда одинаковы – добрые, открытые, искренние. И главная роль в деле их воспитания отводится семье, остальное зависит от второй мамы, так обычно называют педагога дошкольного или общеобразовательного учреждения, от его влияния на неокрепшее сознание ребенка. В каком направлении начнется развитие малыша, с таким багажом привычек, знаний и навыков пойдет он в большую жизнь. Очень важно с самого раннего возраста учить детей быть честными, ответственными, уважать родителей и взрослых, дорожить друзьями.

– Следите ли Вы за судьбой своих воспитанников?

– В маленьком населенном пункте все на виду, и, конечно, все юное население проходит через наши руки. А еще через душу и сердце. Привозят к нам деток из близлежащих деревень и областного центра, поэтому у нас такая высокая наполняемость.

В прошлом учебном году мы выпустили 25 детей, в этом году школьниками станут 30 наших воспитанников. Общаясь с учителями, с радостью узнаем об успехах ребят.

– Изменились ли требования к воспитанию и обучению детей в детских садах?

– Да, и они повлекли за собой еще более серьезный подход к нашей деятельности. Работать стало сложнее, поскольку в нынешних условиях должно уделяться пристальное внимание качеству дошкольного образования, дополнительному образованию детей. На базе детского сада работают творческие объединения различной направленности: художественно-эстетической, речевой, познавательной. Мы тесно сотрудничаем с Пригорской средней школой – педагоги занимаются обучением грамоте дошколят.

Считаю достижением вступление «Колоска» в топ-5 лучших образовательных организаций Смоленского района.

О педагогах и родителях

– Ваше мнение: каким должен быть педагог сегодня?

– Прежде всего он должен любить детей, без этого в педагогике делать нечего. Работа с детьми очень интересна, они все разные по характеру, и нужно к каждому найти свой подход: с кем-то быть более ласковой, с кем-то построже. Воспитателем должен быть человек, который имеет к этому призвание, с детьми работать по принципу «пришел, отработал, ушел и забыл» просто недопустимо. Он обязательно должен быть эрудированным. Маленький «почемучка» в любой момент может задать интересующий его вопрос, на который должен получить грамотный ответ.

Нужно постоянно повышать уровень мастерства, осваивать нетрадиционные методики, пробовать инновационные подходы. Наши помощники – дидактические материалы, методические разработки и интернет, где можно и мудрые советы получить, и ценный опыт приобрести.

– Людмила Васильевна, расскажите о коллективе детского сада «Колосок».

– Здесь трудятся 14 педагогов (12 воспитателей, 1 музыкальный работник, 1 учитель-логопед). Из них 3 педагога имеют высшую квалификационную категорию. Средний возраст наших сотрудников – 35 лет. Все они – люди творческие, ищущие, неравнодушные, любящие детей. И буквально каждый заслуживает только самых добрых слов.

40 лет служит делу воспитания подрастающего поколения Татьяна Александровна Кощекова, 25 лет – Юлия Лаврентьевна Остапченко, более четверти века – Антонина Васильевна Пискунова, более 20 лет – Лариса Михайловна Чуркова. Все они являются постоянными участниками и победителями муниципальных, международных и всероссийских конкурсов и выводят на этот уровень наших воспитанников.

Педагогический такт, знание детской психологии, отзывчивость, доброта и любовь к малышам – необходимые качества для педагога дошкольного образования, и все они присущи сотрудникам нашего дружного коллектива.

– По какому принципу строится работа с родителями, и какие они сегодня?

– Как и во все времена, взрослые стоят на защите прав и интересов своих детей. И это правильно. Главное, чтобы родители понимали, что мы, педагоги, – не соперники в воспитании и формировании личности ребенка, а помощники. Мамы и папы наших воспитанников прекрасно это осознают, и единство целей родителей и педагогов способствует созданию комфортных условий для развития детей. Родительское сообщество принимает активное участие в жизнедеятельности детсада по всем направлениям: в культурно-массовых мероприятиях, трудовых заданиях, спортивных праздниках. Активные, мобильные, творческие родителей в равной степени создают экспонаты для выставок, участвуют в благоустройстве территории детского сада и групповых помещений, оформляют группы к Новому году и выпускному балу. Так что с такими помощниками, как родители наших воспитанников процесс воспитания превращается в сплошное удовольствие.

– Недавно Вы отметили личный значимый юбилей, а это всегда повод подвести некий итог. Чего пожелали бы самой себе?

– Я счастливый человек. У меня прекрасная семья: 2 дочери, 3 внуков, а младшая внученька Евочка родилась в День дошкольника работника и в этом году встретила свой второй день рождения. Так что у меня двойной праздник.

Я очень люблю свою работу, которая без преувеличения стала делом всей моей жизни. Большое счастье найти правильный путь. Мне это удалось. Свое сердце и душу я отдала детям. Прихожу в ясельную группу, вижу совсем маленьких детишек, порой плачущих, и их огорченных мам. Терпеливо беседую с ними, объясняя, что ребенок обязательно привыкнет, только время для каждого малыша нужно свое. И это тоже часть нашей работы.

– Что Вам хотелось бы сказать коллегам накануне профессионального праздника?

– Накануне Дня дошкольного работника хочется пожелать коллегам здоровья, вдохновения, творческого полета, мира и процветания.

– От души поздравляем Вас и всех работников дошкольных учреждений Смоленского района с профессиональным праздником и желаем, чтобы работа приносила больше положительных эмоций, чтобы вся та любовь, которую вы вкладываете в воспитательный процесс, была вознаграждена ответными чувствами и большой благодарностью детворы и их родителей.

Елена ТРУФАНОВА