Многие жители района стали нашими земляками в разные годы: кому-то было уготовано появиться здесь на свет, кто-то в юности приехал трудиться на благодатную смоленскую землю, а для кого-то бескрайние поля и тенистые леса стали родными уже в зрелом возрасте.

Жительница д. Верховье Новосельского сельского поселения Нина Стефановна Смуденкова вполне может считать себя смолянкой, ведь вместе с родителями она переехала в областной центр еще в детстве из соседней Белоруссии, д. Крайки Витебской области. А повод рассказать о судьбе этой женщины появился в связи с ее 90-летним юбилеем.

В город!

Первые воспоминания Нины Стефановны связаны с переездом в Смоленск в 1936 году. Девочке было всего четыре года, но она помнит и дом на ул. Профинтерновская, где в коммунальной квартире поселилась молодая семья, и уютный двор, и само чувство восторга маленького ребенка от созерцания большого города, который кроме родного дома на хуторе нигде не бывал.

Ее отец работал столяром на мебельной фабрике, мама занималась хозяйством. Семья построила дом на ул. 6-ая Северная, и это было таким счастьем. Казалось, ничто не сможет нарушить размеренный ритм жизни троих любящих людей.

В 1939 году Стефан Никифорович ушел на Советско-финляндскую войну. Он должен быть вернуться домой 27 июня 1941 года, родные дни считали до его прихода, но этому не суждено было сбыться – началась Великая Отечественная. Больше жена и дочь не видели мужа и отца. С одной войны на другую ушел солдат, и в самом ее начале, во время Белорусской оборонительной операции, попал в плен под Гродно и скончался от ран в концлагере в 1942 году. Об этом близкие узнали гораздо позже, а пока старались выжить в огненном пекле.

– Мы с мамой пытались эвакуироваться, – вспоминает Нина Стефановна, – но в районе Соловьевой переправы попали под бомбежку. Как страшно было! Поезд разбомбили, было много убитых и раненых, они стонали и кричали. Летели снаряды, и мы бежали между мертвыми и живыми, согнувшись в три погибели. Вот так и вернулись домой…

Каждый смолянин знает из уроков истории и рассказов бабушек и дедушек о том, как пострадал наш древнейший город во время войны: областной центр подвергся разрушению практически полностью, мирное население истребляли, угоняли на работы в Германию, убивали военнопленных…

– В деревнях выживать все же было легче, – считает моя собеседница, – а в городе люди от голода чахли. К счастью, у нас был свой дом с огородом, он худо-бедно выручал. Мы ходили в Пасовский лес за грибами и ягодами. Тем и спасались.

Мирная жизнь

После освобождения города возобновились занятия, Нина училась в железнодорожной школе на Витебском шоссе.

– Помню наши уроки, – вздыхает она, – одеты кто во что, вечно голодные, руки примерзали к партам, не хватало ни учебников, ни карандашей, ни бумаги (о тетрадях и не мечтали). В одном классе были дети разных возрастов, но учиться нам нравилось.

После окончания географического отделения Смоленского пединститута Нину Стефановну направили директором в 8-летнюю школу в д. Поречено Касплянского района.

– Я была боевая и бесстрашная и не побоялась взвались на себя бремя руководства, – улыбается она. – Пришла в коллектив, где было десять учителей и самая молодая – я. Встретила меня поначалу немного настороженно, и это понятно, но как-то быстро получилось наладить отношения с педагогами. Мне приходилось обращаться к их опыту и мудрости, и они всегда помогали и делом, и советом. Стоит сказать, что помимо организации и осуществления контроля за учебной и воспитательной деятельностью от директора требуется координация хозяйственного и административного процессов. И так было всегда. Но особенно трудно было осуществить это не на бумаге, а в практическом плане.

Пореченская сельская школа располагалась в стареньком одноэтажном здании. Крыша здесь текла и нуждалась в ремонте, отопление было печным и требовало ежегодной заготовки дров и торфа. И со всеми этими непростыми для молодой женщины обязанностями директор умело справлялась. Отремонтировали крышу, вырыли новый колодец для нужд школы, она сама ездила за торфом на торфопредприятие в д. Банный Остров.

Об учениках послевоенной поры у нее остались самые трогательные воспоминания.

– Дети у нас были замечательные, всегда вежливые и открытые, – говорит Нина Стефановна. – У многих отцы с фронта не вернулись, и им пришлось так рано повзрослеть. Я вела уроки географии и помню, как хотели они учиться и каким авторитетом для каждого из них был учитель. Они воспитывались на примерах достойного служения Отечеству, обществу, людям, и пример такой был рядом с ними. В нашей школе до войны учился Герой Советского Союза, партизан Володя Куриленко и здесь же работали учителями его родители. Дети гордились тем, что ходили по тем же улочками учились в той же школе, что и их героический земляк, и для них слово «патриотизм» имело особое значение.

В почете

В Поречено Нина Стефановна вышла замуж и стала мамой двоих замечательных детей, которых вместе с супругом вырастила достойными людьми, помогла получить образование. С 1967 года она живет в нашем районе, в д. Верховье. Сегодня у нее четверо внуков и четверо правнуков, и все они составляют предмет гордости для бабушки и прабабушки.

Она может гордиться и тем, что отдала профессии педагога сорок лет своей жизни.

Достойную жизнь прожила Н.С. Смуденкова. Она и сегодня старается быть активной по мере сил. Держит кур, заботится о кошке и собаке, занимается огородными делами. Дружит с соседями.

Заслуги ее не забыты. В день рождения юбилярши поздравить ее пришли и приехали глава местной администрации Игорь Павлович Андреюшкин, родные люди.

– Счастье, когда тебя окружают близкие и знакомые, дарят внимание и заботу, когда мир на Земле, – считает Нина Стефановна. И с ней сложно не согласиться еще и в том, что эти ценности важны в любом возрасте.

С юбилеем Вас, уважаемая Нина Стефановна! Здоровья Вам, душевного тепла и отличного настроения.

Елена ТРУФАНОВА