Считается, что школа не живет без учеников: без озорных и шаловливых, прилежных м ленивых, заинтересованных и порою равнодушных. Да, без учеников школа действительно существовать не может.

Но в равной степени школы не может быть и без учителей. Вот только педагогом может стать не каждый. Эта профессия не терпит людей равнодушных и безразличных. Только тот, кто воспринимает и боль, и радость своих воспитанников как свою собственную, кто способен разделить с ним все проблемы, помочь их разрешить, кто способен выслушать и кто способен давать не только новые знания, но и вкладывать в каждого ребенка частичку своей души, может стать педагогом. И если ежегодно 1 сентября в школу приходят новые ученики, то точно так же, чтобы школа жила, в нее должны приходить и новые молодые педагоги.

– В определенном возрасте каждый человек понимает, что невозможно работать вечно и начинает приходить к пониманию, что в какой-то момент придется уйти из профессии, – поясняет директор Пригорской средней школы Валерий Павлович Понизовцев. – Но, чтобы дело всей жизни не заглохло, не развалилось, чтобы школа, как общественный организм, продолжала жить, процветать, развиваться, чтобы у нее были перспективы, необходимы молодые педагогические кадры. Очень важно, чтобы старшее поколение учителей своевременно передавало свои наработки и опыт тем, кто придет им на смену.

Валерий Павлович уточнил, что в Пригорской школе ориентировать на профессию педагога заинтересованных учеников начинают уже с седьмого-восьмого класса. Всех, кто проявил интерес к педагогической работе, вовлекают в работу с детьми.

– Таких детей мы направляем в специальные лагеря педагогического профиля, организуем в школе мероприятия, в которых они не просто участники, но выступают в качестве организаторов, становятся помощниками вожатых, педагогов и даже заместителя директора по воспитательной работе, – продолжает Валерий Понизовцев. – Такая своего рода профессиональная ориентация еще в школьном возрасте, с одной стороны, воодушевляет ребят, которым доверено большое и важное дело, а, с другой стороны, помогает оценить себя, увидеть труд педагога, что называется, изнутри. Мы ведь знаем, что очень часто, отучившись в том или ином ВУЗе, юноши и девушки, получив специальность, по ней не работают, а ищут себя в других профессиях. По моему мнению, им должно быть обидно, что пять лет учебы, по существу, выброшены из жизни. Конечно, ничего нельзя предугадать на будущее, но, со своей стороны, мы еще в школе предоставляем детям возможность попробовать себя в роли учителя и сознательно сделать выбор профессии, которой он посвятит всю жизнь. И такая профессиональная ориентация подростков приносит свои плоды.

Как отметил Валерий Павлович, сейчас в школе работает много молодых специалистов, которые в свое время как раз и окончили Пригорскую среднюю школу.

Профессию учителя опробовали еще в школе

Виктория Евгеньевна Звонкова окончила Пригорскую среднюю школу и уже четвертый год работает здесь – преподает биологию и химию в классах с пятого по девятый.

– Я еще в девятом классе поняла, что хочу стать учителем и преподавать именно биологию и химию. Мне очень нравилось, как вела эти предметы наша учительница Людмила Владимировна Воронцова. Кстати, в ноябре прошлого года Ларисе Владимировне было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Я просто влюбилась в химию и биологию и решила пойти по стопам моего любимого педагога. И сейчас она мне очень помогает, я хожу к ней на уроки, она приходит на мои занятия. Всегда поможет, поддержит, исправит, если что-то не так.

– Когда вы были еще школьницей, у вас была возможность попробовать себя в роли учителя?

– Да, у нас были дни самоуправления, и у меня, конечно, была возможность попробовать себя в роли учителя, но, конечно, ни биологии или химии, а учителя младших классов. Такая практика дала возможность понять, что мне действительно нравится работать с детьми.

– Насколько ваши школьные представления о работе учителя разошлись с реальной жизнью?

– Очень разошлось. Мы, когда учились в школе, думали, что наши педагоги занимаются только нами и своими предметами. А когда приходишь работать в школу, то оказывается, – улыбается Виктория Евгеньевна, – что помимо детей, тебе приходится заниматься еще и различной отчетностью. Это вызвало определенное изменение в отношении к самой профессии и, в итоге, детское представление о профессии учителя совсем ушло.

– Появилось разочарование?

– Сложный вопрос. Многие из тех, с кем я училась в ВУЗе, приходили также работать в школу, но в итоге по разным причинам, действительно, разочаровались и ушли из профессии. А я работаю. Значит, не разочаровалась…

А.С. Ключникова

Анна Сергеевна Ключникова окончила Пригорскую среднюю школу в 2015 году и сразу поступила в педагогический колледж, чтобы стать учителем младших классов. Сейчас она заочно получается высшее педагогическое образование – учится в СмолГУ.

– У меня с детства была мечта стать учителем, и уже после девятого класса я знала, что пойду работать в школу и преподавать именно в младших классах. Поскольку мне часто приходилось заниматься с младшими братьями-сестрами, мне нравилась работа с детьми такого возраста.

– А в школе как-то поддержали вашу идею стать учителем?

– Наш директор Валерий Павлович Понизовцев хорошо знает своих учеников, и когда я ему сообщила о том, кем хочу стать, он ответил, что ждет меня именно здесь, в Пригорской школе, с дипломом. Валерий Павлович очень обрадовался, когда я действительно сюда вернулась. Да и мне самой было приятно вернуться в родную школу, по существу, в свой коллектив, в котором работают педагоги, учившие меня.

– И как складываются отношения коллега-коллега, а не учитель-ученик?

– У нас есть такая форма работы в ШМО (школьное методическое объединение), как наставничество, когда более опытные профильные коллеги помогают, подсказывают молодым преподавателям. Но и я, если узнаю что-то новое, а сейчас очень много новаций в педагогике, всегда сообщаю об этом более старшим коллегам, тоже делюсь опытом и информацией на заседаниях методобъединения, совещаниях, педагогических советах.

– Идет уже третий год, как вы работаете учителем, разочарование не пришло, не жалеете, что стали преподавателем?

– Я на самом деле рада, что попала в эту профессию. В целом я не разочарована, хотя иногда смущает очень много отчетности, отнимающей время, но я всегда заполняю документы не в ущерб работе с детьми.

Ю.С. Калюжная

Юлия Сергеевна Калюжная проработала в Пригорской средней школе почти десять лет, хотя никогда не думала, что станет преподавателем.

– Я окончила институт и сразу пришла работать сюда, в школу, которую заканчивала. Помню свою первую линейку в День Знаний. Мне было поручено дать Первый звонок. Посадил меня на плечо молодой человек, дали мне колокольчик, а он такой тяжелый, а я маленькая, дробненькая, чуть держу его, но звоню, звоню… Потом линейка закончилась, все пошли поздравлять своих учителей, а я, недолго думая, пошла к Валерию Павловичу и подарила ему букет. Вот так состоялось наше знакомство.

– А в школу как все-таки пришли работать?

– Я по образованию психолог, а в школе работала вожатой. Мне эта работа нравилась и вообще понравилось работать с детьми. Потом я какое-то время проработала психологом, а сейчас преподаю у детей с пятого по одиннадцатый класс основы безопасности жизнедеятельности. Я очень благодарна предыдущему педагогу ОБЖ – Татьяне Сергеевне Понизовцевой. Она очень мне помогла и многому научила.

– Теперь не жалеете, что стали учителем, уйти нет желания?

– Нет, не жалею, что стала учителем. А по поводу уйти, то я никогда не забуду фразу нашего директора Валерия Павловича Понизовцева, который сказал однажды: «Если молодой учитель хотя бы года два отработает в школе, то, что бы ни случилось, он никогда из школы не уйдет». И Валерий Павлович, наверное, прав. Во всяком случае я считаю, что так оно и есть.

Елена Андреевна Пороховая окончила Пригорскую среднюю школу в 2013 году. Потом был ВУЗ, на старших курсах которого она решила выбрать профессию учителя. И сейчас Елена Андреевна преподает иностранный язык в младших классах и информатику.

– У меня не педагогическое образование, и в школе я начинала работать вожатой. Очень благодарна коллегам, большинство из которых были еще моими учителями, за то, что оказывают помощь и поддержку, подсказывают, что и как нужно делать. Хорошо, когда в школе есть разные поколения учителей?

– Очень радует, что есть, кому передать свой опыт, – говорит Валерий Павлович. – Для этого у нас в школе существует система наставничества: педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, руководят непосредственно своими молодыми коллегами. Это у нас организовано через школьные методические объединения, где проходит передача опыта молодым специалистам. Помимо непосредственной наставнической работы с молодыми учителями очень большое значение имеет для них оценка труда педагога со стороны общества и государства. Педагогический труд очень тяжел, очень часто приходится жертвовать личным временем, чтобы проверять тетради, встречаться с родителями, проводить дополнительные занятия с кем-то из учеников. И мы все знаем, что, к сожалению, не всегда это в достаточной мере оценено материально.

Но в конечном итоге ни одними деньгами жив человек. В конце прошлого года учитель нашей школы Людмила Владимировна Воронцова была удостоена высокого звания – Заслуженный учитель РФ. Это важно не только в плане оценки ее личного труда со стороны государства, но важно и для молодых педагогов, которые работают с ней в одном коллективе, поскольку они увидели, что вклад в воспитание и обучение детей, затраты личного времени, эмоциональной энергии будут высоко оценены и достойно отмечены.

Я же не первый год работаю в школе, наблюдаю за детьми, стараюсь ориентировать их в выборе профессии. И это замечательно, когда они не просто становятся педагогами, а возвращаются в школу, где их воспитывали. Они знают традиции нашего образовательного учреждения, знакомы с педагогическим коллективом, который в свою очередь знаком с молодым специалистом. Это уже наполовину облегчает работу тому, кто только начинает осваивать профессию учителя, и позволяет всему коллективу планомерно работать на перспективу, на развитие нашей школы. А дети, в свою очередь, всегда хотят видеть не только опытных преподавателей, но и молодых энергичных и задорных учителей.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ