85 лет назад – 3 июля 1936 года – в Советском Союзе был создана Государственная автомобильная инспекция, основными задачами которой стали борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет, контроль подготовки и воспитания шоферов. Интересно, что до создания ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД – отдел регулирования уличного движения.

С тех пор прошло 85 лет. Несмотря на то, что нет уже страны, где была создана служба ГАИ, да и само название изменилось – теперь это Государственная инспекция безопасности дорожного движения, госавтоинспекторы по-прежнему несут службу на наших автострадах, обеспечивая порядок, способствуя сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов.

– Да, именно сохранение жизни и здоровья всех участников дорожного движения является основной задачей Госавтоинспекции, – рассказывает командир отделения ДПС ОГИБДД ОМВД России по Смоленскому району капитан полиции Сергей Русанов. – Наряду с выявлением грубых нарушений ПДД, таких, как управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, несоблюдение скоростного режима, в задачу сотрудников ГИБДД входит и профилактическая работа как среди водителей, так и среди пешеходов.

Нарушил – отвечай!

– Сергей Дмитриевич, насколько дисциплинированно, на ваш взгляд, ведут себя участники дорожного движения – жители Смоленского района?

– Оценить в нескольких словах поведение водителей и пешеходов трудно. Каждый ведет себя по-своему, исходя из своего воспитания и привычек. Но всё же большинство участников дорожного движения ведут себя вполне адекватно, с пониманием относятся к замечаниям, которые иногда вынуждены делать инспекторы. Однако с сожалением должен отметить, что есть люди, которые не воспринимают требования ПДД, игнорируют их, и в таких случаях мы вынуждены применять к ним меры административного воздействия в рамках действующего законодательства.

– В последние годы произошло значительное ужесточение наказания в отношении нетрезвых водителей. На ваш взгляд, такие меры привели к улучшению ситуации на дорогах?

– Действительно, с ужесточением наказания за езду в нетрезвом виде таких нарушений стало существенно меньше, особенно сократилось количество водителей, которые повторно управляют транспортным средством в состоянии опьянения. Водители, которые были задержаны впервые в нетрезвом виде, как правило, делают выводы и больше таких нарушений не допускают.

Ранее, напомню, повторное управление в состоянии опьянения грозило арестом на 10–15 суток. Теперь же за подобное нарушение предусмотрена уголовная ответственность, и люди взялись, что называется, за головы. Хотя полностью еще подобные нарушения не изжиты. Статья 264.1 Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за повторное управление транспортным средством в нетрезвом виде, вступила в силу в июле 2015 года, и за этот шестилетний период обстановка значительно улучшилась.

????????????????????????????????????

– И количество аварий по причине пьяного вождения сократилось?

– Безусловно, количество ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии стало значительно меньше.

Предъявите, пожалуйста, ваши документы

– Сергей Дмитриевич, вам и вашим подчиненным регулярно приходится общаться с участниками дорожного движения, как они относятся к сотрудникам ГИБДД?

– Есть, конечно, водители и пешеходы, которые негативно отзываются о сотрудниках ГИБДД и даже иногда это негативное отношение выражают действиями. Так уже в этом году было возбуждено уголовное дело по факту применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Это статья 318 Уголовного кодекса России.

– И что произошло?

– Водитель не остановил автомобиль по требованию госавтоинспектора и продолжил движение. Сотрудники ГИБДД кинулись за ним в погоню и, разумеется, предположили, что у человека, который пытается стремительно скрыться от дорожных полицейских, есть на то весьма веские причины. При попытке извлечь его из авто мужчина начал сопротивляться, так что пришлось применить спецсредство – надеть наручники. Как потом оказалось – у водителя просто не было водительского удостоверения. Он управлял транспортным средством, не имея на это права. За это предусматривается административное наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей. А за то, что он совершил, предусмотрена уже уголовная ответственность.

– Вам наверняка приходится слышать народную молву, что самые коррумпированные у нас – это «гаишники», они не могут удержаться, чтобы не взять мзду с водителей. Вы сами как относитесь к таким разговорам?

– На мой взгляд, в основном так говорят люди, которые систематически нарушают Правила дорожного движения и, чтобы обелить себя, пытаются «подставить» инспекторов, заявляя, что сотрудники ГИБДД к ним придираются и вымогают взятки. А на самом деле всё выглядит совершенно иначе. Только в этом году уже было выявлено несколько случаев, когда водители пытались дать взятку госавтоинспекторам. Наговорить можно что угодно. Поступают, например, сообщения о вымогательстве на телефон дежурной части, выезжаем на место, причем совместно с сотрудниками службы собственной безопасности, и факты, как правило, не находят своего подтверждения. Человеку не понравилось, что его остановили, вот он и решил таким образом отыграться на дорожных полицейских. Законопослушный гражданин сообщения, которые не соответствуют действительности и порочат честь других людей, делать не будет.

– Но всё-таки сигналы о вымогательстве взяток проверяются?

– Да, конечно. Каждый такой сигнал проверяется. И, как я уже сказал, не только нами, но и службой собственной безопасности и инспекцией по личному составу. Опрашивается заявитель, проводятся другие проверочные мероприятия. В настоящее время многое сделано для открытости работы инспекторов ГИБДД, которые несут службу на дорогах. Приборы видеонаблюдения установлены не только на патрульной машине, есть они и на форме сотрудников. Поэтому сейчас проверить действия инспекторов не составляет никакого труда. Так что всё заканчивается сообщением на словах, а подтверждающих фактов не представляется.

– Сергей Дмитриевич, что бы вы пожелали в день рождения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения водителям и пешеходам?

– Я бы пожелал, чтобы все участники дорожного движения – водители и пешеходы – вели себя на дорогах достойно, прислушивались к советам, которые дают им инспекторы ГИБДД, и, естественно, неукоснительно соблюдали Правила дорожного движения.

Слово – руководителю

– Я бы в преддверии профессионального праздника сотрудников Госавтоинспекции хотел отметить, что на дорогах Смоленского района обстановка стабилизируется и снижается аварийность, – говорит начальник ОГИБДД отдела МВД России по Смоленскому району майор полиции Николай Воскресенский. – Причем снижение идет и такого показателя, как аварийность по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения. Наверное, наше общество начало осознавать, что пьяный за рулем – это не какой-то хулиган или безобразник, а настоящий преступник. Так, совсем недавно, 9 июня, на автодороге Ольша – Велиж – Невель водитель вылетел на встречную полосу, где столкнулся с автомобилем, за рулем которого была молодая женщина, находившаяся на четвертом месяце беременности. К счастью, самого страшного не произошло: девушка осталась жива и ребенка врачи сохранили. А нам пришло заключение экспертов, что водитель находился под воздействием наркотического средства. И это является отягчающим обстоятельством, и, соответственно, наказание будет довольно сурово, вплоть до лишения свободы. Но всё же, несмотря на приведенный случай, количество таких ДТП сокращается. И если за пять месяцев прошлого года дорожно-транспортных происшествий по вине пьяных водителей на дорогах Смоленского района было шесть, то с января по май этого года – только одно.

Конечно, я не могу утверждать, что общее сокращение нарушений Правил дорожного движения, в том числе аварий по вине нетрезвых водителей, это только результат работы инспекторов, которые непосредственно взаимодействуют с водителями и пешеходами. Улучшение обстановки на наших дорогах – это совместный труд сотрудников ГИБДД, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и трудовых коллективов Смоленского района.

В нашу общую задачу входит не столько наказание, сколько профилактика нарушений на дорогах. И главный показатель эффективности такой совместной работы – снижение аварийности, что мы и наблюдаем на протяжении ряда последних лет. И когда эти профилактические мероприятия проходят регулярно, изо дня в день, тогда мы и видим положительный результат. Вот и сейчас, когда на школьных площадках проходит детская оздоровительная кампания, мы с председателем районного комитета по образованию Ириной Лонщаковой, с сотрудниками районного Дома культуры наметили совместные мероприятия по профилактической работе с детьми: как вести себя, чтобы не попасть в беду на дорогах.

Хотелось бы поблагодарить Главу Смоленского района Ольгу Павлюченкову, председателя Смоленской районной Думы Сергея Эсальнека и глав сельских поселений за их помощь и конструктивную работу совместно со службой ГИБДД по организации дорожного движения и по проблемам безопасности на улично-дорожной сети.

И еще. От всей души поздравляю наших ветеранов, которые не одно десятилетие посвятили службе в Госавтоинспекции в Смоленском районе. Это Михаил Стефанович Перелетов, Алексей Алексеевич Астапенков и Владимир Иванович Ильин. Они много сил отдали обеспечению безопасности на дорогах и, даже уйдя со службы на заслуженный отдых, не переставали передавать свой накопленный за долгие годы службы опыт молодым поколениям сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения. От себя лично и от коллектива отдела ГИБДД по Смоленскому району желаю нашим ветеранам крепкого здоровья и долгих лет жизни!

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ.