Хотя фельдшер Моготовского ФАПа Ольга Геннадьевна Кузнецова обосновалась в смоленской деревне менее 20 лет, а трудится фельдшером и того меньше, но местные жители считают ее своей, да и она говорит, что чувствует себя, будто 100 лет живет на Смоленщине, и никуда переезжать не собирается. И живет, и помогает односельчанам.

Быть медработником невозможно лишь в рабочие часы, и, следуя клятве Гиппократа и зову сердца, она приходит людям на помощь в любое время.

Диплом с отличием

Ольга родилась и почти 30 лет прожила в Узбекистане, куда, как она сама говорит, ее предков занесло в 30-е годы XX века. Закончив 10-летку в городе Бекабад, Ольга подала документы в местное медицинское училище.

«Медиков в роду у нас не было, но у меня почему-то возник интерес к этой профессии, возможно, сыграло роль то, что моя мама заболела и ей нужна была помощь», – рассказывает Ольга Геннадьевна.

Юной студентке медицина давалась легко, училась она прилежно, поэтому неудивительно, что по окончании техникума она получила красный диплом.

90-е годы, когда рушились устои и одна эпоха сменяла другую, были временем выживания и для РФ, и для бывших советских республик. Это время пришлось на годы становления Ольги как специалиста. И она с честью выдержала этот экзамен на прочность, наработав опыт и получив бесценные многопрофильные знания.

«После окончания техникума работала в операционной травматологии, эндоскопическом кабинете городской больницы, анестезисткой в центре амбулаторной хирургии. Работала вместе с опытными врачами, под руководством которых проводила манипуляции», – продолжает рассказ Ольга Геннадьевна. Впрочем, трудиться она начала еще до окончания образовательного учреждения, совмещая учебу с работой санитарки в травматологии. Ее пост находился в ожоговом отделении.

«В нашем городе располагался металлургический завод, поэтому пациентов с ожогами было много, в том числе обваренных металлом, страшная картина», – вспоминает Ольга. – Но я не давала и не даю волю эмоциям, в таких ситуациях не должно быть сострадания, прежде всего надо действовать, оказывать помощь человеку, вытягивать его, потому что речь, как правило, идет о жизни и смерти».

Кстати, именно на том самом металлургическом заводе работал будущий супруг Ольги. Молодые люди познакомились, полюбили друг друга и сыграли свадьбу в Узбекистане. И, как это бывает в жизни, однажды мужчина стал пациентом своей супруги, когда ему по состоянию здоровья понадобилась помощь хирурга. Специалисту во время операции ассистировала медсестра – жена пациента Кузнецова.

«Как относилась к мужу-пациенту? – переспрашивает меня Ольга Геннадьевна. – Как ко всем другим пациентами, я стараюсь людей не жалеть, а прежде всего помогать».

Новая глава жизни

В 2002 году семья Кузнецовых, в которой на тот момент подрастали уже двое детей, приняла решение переехать на Смоленщину, где жили родные мужа Ольги Геннадьевны.

«Я работала медсестрой многопрофильного отделения центра амбулаторной хирургии, все учреждения в обязательном порядке переходили на узбекский язык, всю документацию надо было оформлять на государственном языке. И хотя я отлично разговаривала на узбекском, но с литературной речью у меня были проблемы, я осознала, что и детям в будущем тоже будет сложно».

Сложности ждали их и на новой родине. Прежде всего с оформлением документов и получением гражданства, потом – с покупкой жилья. Денег, вырученных от продажи квартиры в узбекском городе, Кузнецовым хватило лишь на домик к деревне, где сначала жили вместе с родителями Ольги. Были и трудности с поиском работы. Несколько лет пришлось трудиться животноводом в моготовском совхозе, куда устроился после переезда и супруг. В 2013 году после учебы и подтверждения квалификации Ольгу Геннадьевну пригласили на работу в Моготовский ФАП.

Скажите, доктор!

– Как вам в деревне?

– Я до этого практически не была в средней полосе России. Моя дочь, приехав на Смоленщину, поинтересовалась у родных: а что, здесь нет гор и хлопка? Природа в наших краях очень красивая, и кто приезжает в гости, сразу это отмечает – и зелень, и просторы, и свежий воздух… В Узбекистане уже летом всё сухое, а здесь – деревья еще зеленые стоят. Местное население приняло радушно.

– Многие не очень понимают, кто такой фельдшер. Можно сказать, что это «универсальный солдат»?

– Да, врач на селе. На моем участке проживают около 500 человек. Если в моих силах – помогаю пациенту на месте или созваниваюсь с коллегами из других медучреждений, консультируюсь и даю совет, куда обратиться и как попасть на прием. То есть направляю людей дальше, к узкому специалисту.

– С какими жалобами чаще всего обращаются?

– Взрослые и особенно пожилые люди, как правило, жалуются на повышенное давление, детей чаще всего приводят с простудными заболеваниями. Занимаюсь вакцинацией. Что касается прививки от коронавируса, то здесь на месте я ее не делаю, вакцина, как вы знаете, требует определенных температурных условий хранения, но я делаю прививки в Пригорской врачебной амбулатории – помогаю коллегам. Нередко пациенты обращаются с колото-резаными ранами, почему-то мне «везет» на такие повреждения. Оказываю первую помощь, делаю прививку от столбняка, если требуется более квалифицированная помощь, направлю к хирургу или вызываю скорую помощь. Роды не приходилось принимать, из-за близости к Смоленску у нас таких случаев не было.

Нередко приходят пожилые люди, которым очень одиноко, им хочется поделиться своими проблемами, выговориться. По возможности выслушиваю, поддерживаю словом и подбадриваю.

– Как повлияла на работу пандемия коронавируса?

– В первое время приходилось очень непросто, выезжали на вызовы в масках, перчатках, комбинезонах, едешь на вызов и не знаешь, в каком состоянии пациент… На медработников легла очень большая нагрузка, в Пригорской врачебной амбулатории катастрофически не хватало врачей, кто-то заболел, а кто-то ушел на другое место работы. Я помогала обслуживать вызовы.

– Вы сами вакцинировались?

– Да, я делала прививку, всё прошло гладко.

– Вы 8 лет трудитесь в ФАПе, как-то изменилась работа? Может, оборудование новое появилось?

– Почти ничего не изменилось. Как такового оборудования у нас нет, ФАП оснащен ноутбуком, несколько лет назад подарили электрокардиграф, когда не было пандемии, профосмотры проводили на месте – приезжали терапевт и акушерка, делали обследование, брали анализы. Пока эта работа в связи с ограничительными мерами не возобновилась.

ФАП находится в приспособленном помещении, но в нем есть всё необходимое, и он соответствует типовому образцу, у нас оборудованы процедурный, прививочный кабинеты и кабинет приема.

Мой рабочий день длится с 8 до 15:12. Но, конечно, при необходимости задерживаюсь. Обслуживаю вызовы – хожу к пациентам, проживающим в деревне Моготово, отдаленность других деревень от ФАПа достаточно большая – до 12 км, родные, как правило, привозят пациентов сами, при острой необходимости прошу машину у администрации Талашкинского поселения. В близлежащие деревни раньше ходила пешком сама, но сейчас – нет, тяжеловато, к тому же в наших лесах немало зверей. Быстро и удобно было бы доезжать до пациентов на велосипеде, но такого транспортного средства у меня нет.

– Что бы хотелось пожелать коллегам в преддверии профессионального праздника?

– Хотелось бы пожелать коллегам – фельдшерам, а также врачам и медсестрам, – чтобы этот труд по-прежнему пользовался уважением и почетом, чтобы пациенты относились с уважением к людям в белых халатах. К сожалению, так бывает не всегда. Медработники многое умеют и многое знают, рискуют подчас здоровьем и жизнью, но мы не цари и не боги. И тоже ошибаемся, но кто не работает, тот не делает ошибок… Хочется, чтобы ФАПы продолжали существовать и оказывать помощь селянам, а те учреждения, которые сейчас простаивают, возродились и сюда пришли бы новые сотрудники, молодежь. Например, к Пригорской ВА относятся четыре ФАПа, но открыты только два. Люди в этой помощи нуждаются, какое-то время наш ФАП не работал из-за того, что я училась, люди очень ждали фельдшера, спрашивали, интересовались, когда же вновь откроются двери учреждения. Хотелось бы, чтобы меньше было страшных заболеваний, чтобы люди болели как можно реже и чтобы мы смогли преодолеть пандемию коронавируса. Всем – и коллегам, и вашим читателям – крепкого здоровья!

Олеся ТОМАШОВА.