Сегодня их называют детьми войны и ходят они в долгожителях. Даже бывшие младенцами в те страшные годы уже перешагнули 80-летний рубеж. Те же, кто был в подростковом возрасте, готовы поделиться своими воспоминаниями.

rbt

Нашему сегодняшнему собеседнику Николаю Ивановичу Нескучаеву в августе пошел 90-й год. Но, несмотря на это, он полон жизненной энергии и оптимизма, да еще и оказался прекрасным собеседником, рассказывая о своей жизни. Родился Николай Иванович в далеком 1931 году в деревне Слотово Краснинского района. Он был пятым ребенком в крестьянской семье и работать начал раньше, чем освоил грамоту.

Детство и война

Когда началась война, мальчику было 9 лет. Отец ушел на фронт, оставив жену и десятерых детей. Рано пришлось повзрослеть Коле в те суровые годы. Вместе с матерью он эвакуировал колхозный скот в Рязань. Сопровождал его до Смоленска и возвращался назад за новой партией животных.

В дома пришел голод. И если соседские женщины как-то могли худо-бедно прокормить свои немногочисленные семьи, то можно представить, каково пришлось матери Николая Ивановича. А тут еще тиф, извечный спутник войны и нужды, заявился в деревню, чтобы собрать свою смертельную жатву. Вскоре семья Нескучаевых отнесла на деревенский погост двух старших детей.

В оккупированном Краснинском районе активно действовали партизаны. За связь с ними фашисты приговорили к расстрелу жителей деревень Слотово и Чаньцево. Выстроили у глубокого рва стариков, женщин и детей. И не миновать бы несчастным расправы, если бы не местная учительница, как-то сумевшая убедить немцев, что мирные жители ни в чем не виноваты.

А однажды Николай, что называется, на собственной спине прочувствовал ненависть гитлеровцев. Враги собрались варить кашу и послали мальчишку за водой, тот не понял просьбы, и тяжелый котелок нещадно прошелся по голове и телу паренька.

И еще одна встреча осталась в памяти пожилого человека. Машина с хлебом застряла в дорожной выбоине. Тут же последовал приказ: вытолкать! Женщины с детьми, вымазавшись с головы до ног грязью, сумели вытащить автомобиль.

И второй раз пришлось ему стоять на краю того самого рва рядом с матерью, за подол юбки которой цеплялись младшие сестры, а на руках был грудной Саша. В этот раз никто уже и не надеялся на чудесное спасение. И вновь учительница немецкого спасла от расправы всю деревню.

Мирный труд

Николай Нескучаев окончил только пять классов. В школу ходил за три километра в соседнюю деревню, а потом обучение пришлось оставить.

Пришедшая в 1943 году из Белоруссии похоронка на отца не оставила выбора: он должен стать поддержкой и опорой матери. Несчастье случилось с братом Николая: уже после войны во время работы в шахте он потерял ногу. И пошел Николай пасти колхозный скот, а потом сел за руль трактора. Работал за троих – за себя, погибшего отца и увечного брата.

В армии ему довелось служить под Ленинградом. Здесь прокладывали дорогу от Финского залива до Ладожского озера. Отслужив, солдат вернулся к мирному труду. Долгие годы он проработал в колхозе, сеял и пахал, трудился бригадиром в животноводстве.

А каким валяльщиком он был! Где научился этому ремеслу, умелец уже и сам не помнит. Но то, что обувал в валенки и юных, и пожилых в своей и во всех соседних деревнях, до сих пор вспоминают старожилы.

Умел Нескучаев и лапти плести. Эта наука очень пригодилась в первые послевоенные годы, когда и одежда, и обувь были на вес золота. Юный мастак обувал многочисленное семейство, умело совмещая тяжелый крестьянский труд и кропотливую, требующую усидчивости работу.

Чаша мудрости и добра

И супругу Николай Иванович нашел под стать себе. С Валентиной Даниловной он был знаком с детства. Веселая да работящая, девушка стала достойной спутницей жизни.

В любви и согласии прожили Нескучаевы 55 лет, вырастили сына и дочь. Всю жизнь Валентина Даниловна работала дояркой. Ушла она из жизни много лет назад, лишив мужа чего-то важного и такого необходимого.

Сегодня ветеран труда, труженик тыла живет в деревне Горяны Кощинского сельского поселения. Скрашивая дни близкого человека, за ним заботливо ухаживают сын с невесткой.

Валентина Петровна рассказывает, каким славным хозяином был ее свекр, каким гостеприимным и светлым был их дом, что называется, полной чашей, где всё было сделано руками хозяина.

– Николай Иванович – мастер на все руки, он умеет абсолютно всё, – рассказывает о свекре Валентина Петровна. – Сам поставил дом, срубил баньку. Он и пчеловод знатный! Много лет посвятил любимому увлечению, приобщив к этому занятию близких.

У Николая Нескучаева четверо внуков и четверо правнуков. Кроме звучной фамилии, претендующей на жизнелюбие и оптимистичность, глава рода передал потомкам желание и умение трудиться, вести здоровый образ жизни и доброе отношение к людям. В этом, он уверен, и есть секрет его долголетия.

Елена ТРУФАНОВА.