Сегодня мы в гостях у руководителя предприятия «Арктодус» Юрия Георгиевича Война. Он – один из немногих, кто смог организовать свое машиностроительное производство и начать выпускать продукцию, ведь это нелегко.

Единственное на Смоленщине, а потому уникальное, предприятие такого плана было основано в 2004 году в подмосковной Рузе  и называлось «Роспожснаб». Позже производство было перенесено в Смоленск и зарегистрировано в д. Хохлово. Еще совсем недавно предприятие называлось по-другому, но в силу ряда причин название пришлось поменять.

– Мы выпускаем пожарные автоцистерны, – рассказывает Юрий Георгиевич, вдохновитель и организатор предприятия. – Это очень важная продукция не только для нашей области, но и для всей страны, поскольку парк пожарных машин изношен. Понятно, что нашими заказчиками в большинстве являются государственные структуры, поэтому, чтобы получить заказ, мы должны пройти через процедуру аукционов. Выигрывает заказ тот, кто предложит минимальную цену за конкретное техническое задание, в нашем случае, пожарные машины или, правильнее, автоцистерны.

Госструктуры хоть и гарантируют оплату, но аванса на создание машин не выдают. А ведь производство требует времени, закупки необходимого оборудования, оплаты труда рабочих и налогов. Это дело не одного дня. Если, предположим, стоимость одной машины 5 млн., то для ее создания мы и должны иметь столько же. А если 10 машин, то уже 50 млн. Вот в этом и заключается главная трудность.  У нас таких денег нет. Значит, мы не получаем заказ. Отсутствие оборотных денег – главный тормоз производства. Экономика должна строиться от производителя.

Если прибегнуть к кредитам?

– Чтобы получить кредит, предположим, на те же 5 млн. рублей, мы должны иметь залог на сумму в два раза больше, т.е. 10 млн., а на 50 млн. соответственно 100 млн. залога. Мы пытались получить кредит почти во всех смоленских банках, однако условия у них одинаковые – нужен залог.

Помочь могли бы инвесторы?

– Привлечение их – дело нереальное. Они стремятся приобретать предприятия более-менее устойчиво работающие, имеющие имя и стабильные прибыли.

Иное дело – работа с зарубежьем. Там такая же процедура аукционов, но там выдаётся аванс, и можно работать, жить и развивать предприятие. Поэтому мы вынуждены были уйти с российского рынка и поменять название. А поменять название – это все равно что начать с нуля. Хоть и объясняешь, что это, по сути, уже известное предприятие. Но существует определенный порог недоверия, т.к. юридическая и бухгалтерская история маленькая.

Юрий Георгиевич, это тупик или у вас есть какие-то идеи, чтобы  «разрулить» ситуацию?

– Есть, но для этого банкам придется серьезно поработать. Идея состоит в том, чтобы банки встали между государством-заказчиком и предпринимателем-изготовителем. Так называемый кредит без обеспечения. Предприниматель расписывает подробно свои нужды для изготовления чего-либо. Банки берут получение денег по государственному контракту от заказчика на себя, денег предпринимателю не дают, а вникают в производство, через них идут все траты. Выполнили контракт – остаток денег отдают предприятию-изготовителю, это своего рода кредит предпринимателю. Он работает, его проверяют, если все в порядке, банк получает от государства деньги за произведенную продукцию. В результате все довольны, растет производство. Однако наши банки предпочитают работать с населением, это проще.

Многие  думающие, с инженерным мышлением люди, способные и предприимчивые, столкнувшись с такой системой и побившись, как рыба об лёд, вынуждены были оставлять свое дело. Им ведь тоже надо кормить свои семьи, оплачивать жилищно-коммунальные расходы. Прибавим сюда, что даже в семье далеко не всегда понимают трудности предпринимателя.

Наши представители за границей подали документы на множество аукционов. Мы хотим в текущем году выйти на цифры 50-80 единиц техники. В прошлом году было меньше. Но тут вырисовывается еще одна проблема расширения производства – квалифицированные кадры.  В случае,  если эти аукционы будут нами выиграны, кто будет выполнять заказы? Все меньше талантливых рабочих, которые могут читать чертежи  и по ним  создавать детали. Мы, как и многие другие, остро нуждаемся в хороших токарях, фрезеровщиках, сварщиках, слесарях, электриках, малярах. Мы обучили уже порядка двухсот человек, буквально с нуля, этот процесс занимает немало времени – около трех месяцев, но сейчас все ищут, где легче… Мельчают мужчины. А еще рядом Москва.

Что представляют из себя ваши машины? Какие они?

– Наше предприятие специализируется на относительно недорогих  моделях, оснащённых базовым оборудованием, потому что сейчас имеет сбыт только то, что дешево. Мы производим автоцистерны пожарные на базе шасси автомобилей КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ, если потребуется, даже на базе шасси канувшего в лету автомобиля ЗИЛ. Все детали и комплектующие  можно приобрести в отечественных магазинах или у нас.  За них не надо платить в долларах или евро. Машины наши надежные,  с высоким уровнем проходимости, конструкция техники «антивандальная» и ремонтопригодная.  У нас самая большая линейка автоцистерн пожарных в стране – более 120 моделей! Сейчас мы не разрабатываем новые модели, а конструкционно дорабатываем модели, разработанные ранее, уже не экспериментируем с зарубежными шасси типа Вольво, Ивеко, Хендай, о причинах мы уже сказали. Но все наши разработки сохраняются. И при необходимости могут быть запущены в производство.

Сейчас у нас работают 15 человек, в лучшие времена было раза в два больше. В прошлые годы мы поставляли машины в Грузию, Монголию, Казахстан. В 2018 стали финалистами ежегодного регионального конкурса «Лучший экспортер года». Конкурс проводился АНО «Центр поддержки экспорта Смоленской области».

Мы являемся членами Смоленской Торгово-промышленной палаты. На их сайте есть наша страничка.

Если представить, что ситуация изменилась, что бы вы сделали?

– Если ситуация изменится, мы готовы будем представить свои уникальные разработки, аналогов которым  в нашей стране практически нет. Это эксклюзивные модели машин, не пожарных,  с широчайшими возможностями, изготовленные совсем из других материалов – для которых практически нет преград ни на суше, ни в болотах, ни на заснеженных территориях.

Жаль, что мы упускаем возможности развития производства. Уходят на рынки других стран отечественные производители, продукция которых нужна и важна для нас самих. От качества техники зависит жизнь, здоровье, имущество людей. Напомним еще раз – 80 процентов парка таких машин изношено!  Государство должно развернуться в сторону производителей.

Галина Шереметьева.

Фото Автора.