Практически каждый из ныне живущих в Пригорском или в близлежащих деревнях знает Валерия Павловича Понизовцева – директора Пригорской средней школы, поскольку либо сам у него учился, либо его дети, либо внуки получают образование у него сейчас. Общий педагогический стаж Валерия Понизовцева – чуть более сорока лет, но 1 июля исполняется ровно 40 лет, как он работает не просто учителем, а директором образовательного учреждения. Именно 1 июля 1980 года, по прошествии года, как Валерий Павлович закончил Смоленский пединститут, его назначили директором восьмилетки в деревне Санники, а через девять лет, опять же 1 июля, он стал директором школы в Пригорском.

Педагог «по стечению обстоятельств»

Валерий Павлович родился в небольшом белорусском городке на границе со Смоленской областью. Отец его – ветеран Великой Отечественной войны – трудился на хлебозаводе, а мать всю жизнь проработала учительницей младших классов и воспитателем в детском саду. –

Мать буквально жила школой, на работе она преображалась, одухотворялась, глаза начинали блестеть. В городке, где мы жили, к матери перед 1 сентября чуть ли не очередь выстраивалась из родителей, которые хотели отдать ей на обучение своих детей. У меня это вызывало законное чувство гордости за маму, но сам я педагогом становиться не собирался.

На самом деле многое в жизни происходит совершенно случайно. Как говорится, так сложились обстоятельства. Вот и у Валерия Павловича так сложились обстоятельства. После школы он твердо решил стал военным врачом. И отправился в Ленинград поступать в Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова.

Экзамены сдавали в Гатчине в военных лагерях. Жили в армейских палатках, человек на 150. Оставался один экзамен, впереди уже отчетливо маячили курсантские погоны, и перспектива стать военным медиком становилась всё более реальной. Но все мечты разбились об обычные армейские будни.

– Я опоздал на вечернюю поверку и в качестве наказания получил наряд на чистку лука… Вот стоит передо мной этот огромный чан, килограммов, может, на сто, и я понимаю, что не хочу, не могу, не буду. Все эти наряды, построения, ежедневные пятикилометровые пробежки по утрам, пристальный надзор – не по мне такая жизнь. И я ушел… – делится воспоминаниями Валерий Понизовцев.

Старшая сестра Валерия Павловича училась в то время в Смоленском пединституте, вот мать и говорит – раз не стал военным медиком, давай попробуем пойти по «накатанному пути». Она отвезла документы сына в Смоленский педагогический институт и подала их на физмат.

Реальная жизнь и молодые амбиции

К моменту окончания института Валерий Понизовцев уже был женат. Супруга, тоже педагог, завершила обучение годом ранее и работала в Трудиловской школе Смоленского района. Туда же к ней приехал на работу и Валерий Павлович.

– Сейчас молодые учителя рассчитывают, что им сразу в один момент будут созданы комфортные условия. А я вспоминаю такой момент. Нам дали двухкомнатную квартиру. Отопление было печное, а печь неисправная, и чтобы поддерживать зимой приемлемую температуру, топить ее приходилось всю ночь. А утром выходим на кухню, где стояла емкость с водой, смотрим – она замерзла, и во льду – дохлые мыши…

Но семья выдержала эти испытания бытом, летом приехал отец, помог переложить печь, обзавелись хозяйством, разработали огород, а тут Валерию Павловичу предложили место директора в школе, которая находилась за 12 километров от дома: «Конечно, я загорелся. Молодой, амбициозный. Хотел себя проявить. Меня сдерживали только жена и двухлетняя дочь. На новом месте не было детского сада, для жены отсутствовала вакансия учителя математики. А здесь – налаженный быт. Вот супруга и говорит: «Я остаюсь здесь, если хочешь – поезжай». Первое время я ходил ежедневно по 12 километров на работу и столько же – с работы домой».

Первое впечатление и от самих Санников, и от восьмилетки было удручающее. Дороги практически нет – одна сплошная грязь. Даже завезти уголь для отопления школы было проблемой.

– Крыша пробита, захожу в учительскую – всё пыльное, стоит какой-то диван с отбитыми ножками, два стола и поломанный стул. Оконное стекло разбито. И в таких условиях воспитывают и обучают детей! – даже по прошествии четырех десятков лет настолько свежи впечатления, что Валерий Павлович и сейчас не в силах сдержать возмущения. Потому он размышлял: а стоит ли переходить в такую школу? И всё-таки решил – эту школу в медвежьем углу, куда никто не хотел идти и где работали одни пенсионеры, он сделает лучшей не только в Смоленском районе, но и во всей области.

Так оно и получилось. Уже через несколько лет о существовании восьмилетней школы в Санниках узнали и в Смоленском районе, и в области, и во всем тогда еще Советском Союзе.

– Считаю, что можно ставить самые амбициозные, космического масштаба задачи, и они обязательно будут реализованы, если полностью отдавать себя их достижению, – уверен Валерий Павлович. Санниковская школа действительно стала одной из лучших в СССР, была удостоена Золотой медали Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). А директор, чтобы решить кадровую проблему, нашел средства для строительства жилья молодым специалистам.

Опыт Санниковской школы даже приезжали изучать сотрудники научного отдела ЦК КПСС.

Достичь поставленной цели

В Смоленском районе достижения молодого руководителя не остались незамеченными. На него обратил внимание директор Талашкинской птицефабрики Николай Матвеевич Шкурлов и предложил возглавить Пригорскую среднюю школу.

– Даже понимая, что в средней школе, расположенной в большом населенном пункте, открываются серьезные возможности, я всё равно не сразу согласился. К тому времени в деревне организовали детсад, проложили асфальтовую дорогу, я собирался строить себе дом, а к школе – пристройку, чтобы организовать там гончарную мастерскую по типу Тенишевской школы. И бросить всё это как-то духу не хватало… – признается Валерий Понизовцев.

И тут вызывают его к первому секретарю Смоленского райкома КПСС. «Значит, так, – говорит он, – ты отказался от должности заврайоно, ты не пошел в отдел агитации и пропаганды райкома. И сейчас ты либо соглашаешься стать директором Пригорской школы, либо выходишь отсюда парторгом совхоза в Санниках».

– Я представил себе парторга, с которым никто не считается, и понял, что на всех моих педагогических начинаниях можно будет поставить крест. Вынужден был согласиться, – продолжает рассказ мой собеседник. – Это уже была средняя школа, а не восьмилетка, значит, и планка выше, но я всё равно решил и эту школу сделать лучшей. И уже буквально через два года школе присудили победу в Российском соревновании производственных бригад. Свой статус школа подтвердила и в 1992 году.

С 1991 года по 1994 год Пригорская школа была неизменным победителем соревнования производственных бригад школ Смоленской области. Двадцать учеников школы были награждены золотыми и серебряными медалями ВДНХ. В 1994 году благодаря личной инициативе Валерия Павловича Понизовцева в школе был открыт второй корпус на 410 мест, построен второй спортзал и создана база для дополнительного развития и образования детей.

Попасть в число лучших

В 1997-м и в 1998-м году образовательное учреждение в Пригорском на всероссийском уровне было признано школой года, а ее руководитель в 1997 году стал директором года. В 1999 году Валерий Павлович Понизовцев был удостоен звания «Заслуженный учитель РФ». В 2001 году Пригорская школа стала лауреатом Пятой Московской международной выставки образовательных организаций.

Пригорская школа сегодня входит в «Топ-10» учреждений Смоленского района и в тысячу лучших школ России. Учебное заведение внесено в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России 2016–2017 г.г.». Только с 2012-го по 2018-й годы 15 учащихся закончили школу с золотой медалью. Практически все выпускники поступают на бюджетные места в ведущие вузы Смоленска, Москвы, СанктПетербурга и других городов России.

В 2018 году школа внесена во Всероссийскую книгу почета. Сегодня Пригорская средняя школа – территориальный ресурсный центр номер один. Это региональная площадка апробации новой системы воспитания в России. 1 сентября 2020 года здесь будет открыт центр «Точка роста» и начнет работать муниципальный центр дополнительного образования.

– Валерий Павлович, вы уже сорок лет работаете директором школы – не надоело?

– Честно скажу, иногда бывает, что хочется махнуть на всё рукой и уйти. А потом думаешь: а кто, если не я? Вот молодые учителя приходят, их нужно готовить… И вообще я от работы получаю удовольствие. Да, меня многое не устаивает в жизни, да, мы не молодеем, но когда я вижу результаты своей работы и вижу, как достигается поставленная цель, – это удовольствие ни с чем несравнимо! Я считаю – каждый должен быть предан своей работе. Преданность и ответственность – два качества, которые позволяют достичь чего-то в жизни.

Алексей ГУСИНСКИЙ