О жизни предпринимателей в эпоху коронавируса размышляет руководитель НПП «Базисстрой» А.П. Володин.

Коронавирус, гуляющий по России с середины марта, некоторые даже умудрились сравнить с войной. Конечно, бомбы не падали, снаряды не рвались, однако негативные последствия ограничений, введенных в экономике, вполне очевидны. И не исключено, что после выхода из эпидемии многие предприятия малого и среднего бизнеса будут, фигурально выражаясь, лежать в руинах.

Насколько это действительно так, рассказывает генеральный директор Научно-производственного предприятия «Базисстрой» Александр Петрович Володин.

Само предприятие, расположенное в деревне Гнездово Смоленского района, занимается изготовлением различных материалов, используемых при строительстве зданий и благоустройстве территорий. Дома, построенные с использованием продукции НПП «Базисстрой», можно увидеть в центре Смоленска, на улицах Тенишевой, Николаева, Попова, Рыленкова, проспекте Гагарина и в Заднепровье, а также в других регионах России.

– Да, с началом эпидемии экономика вообще, а малый и средний бизнес в частности, были серьезно ограничены в плане ведения производственной деятельности. И это, возможно, было правильно, чтобы не распространялась инфекция и люди не заболевали. Но в то же время, чтобы вернуться к работе, нужно соблюсти определенные санитарно-медицинские требования Роспотребнадзора, на которые нужны серьезные финансовые затраты. Что далеко не всем под силу, и малый бизнес может их не потянуть.

– И что, действительно всё так плохо, что малый бизнес как таковой может быть полностью разрушен?

– Я думаю, до тотального уничтожения всё-таки дело не дойдет. Я по своей натуре оптимист, поэтому не пребываю в отчаянии. Тем более на моем предпринимательском веку это уже не первый серьезный кризис, охвативший не отдельное предприятие и даже не отдельную отрасль экономики, а весь мир. И в 1998 году, и в 2008 году казалось, что всё пропало, всё кончено, никогда больше не выберемся из-под развалин, ан нет: проходит два-три года, и всё восстанавливается в докризисных объемах и даже превосходит их. Главное, чтобы все были живы и здоровы. И спасибо врачам за их работу.

– После 15 марта вам пришлось свернуть работу и кого-то сократить?

– Коронавирусная инфекция, конечно, значительно поломала наши планы на этот год. Обычно в марте мы работали, что называется, засучив рукава. Но в этот период цепочка была разорвана – стройки встали, наша продукция не востребована. Реализация у нас за этот период упала примерно раза в три. А нужно рассчитываться за сырье, выплачивать людям заработную плату. Но хотя и сейчас мы еще полностью не запустили производство, всё же сотрудников не сократили, коллектив был сохранен. Производство вообще не терпит текучки кадров, нежелательна частая смена специалистов. Тем более что у нас не просто промышленное предприятие, а научно-производственное. Почти всё, что мы производим, – это разработки наших сотрудников, на что есть соответствующие патенты и свидетельства. Мы не просто «штампуем кирпич», а разрабатываем новые технологии, чтобы улучшить качество выпускаемых стройматериалов и повысить их конкурентоспособность. И, соответственно, у нас есть заинтересованность в сохранении коллектива.

– Александр Петрович, нередко в обществе малый бизнес воспринимается как барыги, спекулянты, фарцовщики…

– Ну, это пережиток родом из 90-х годов, когда действительно основу нарождавшегося тогда малого бизнеса составляла торговля, причем зачастую нецивилизованная. Но мы видим, как всё изменилось: теперь это прекрасные магазины или целые торговые центры, где и товар, и уровень обслуживания ни в чем не уступают Западу.

На мой взгляд, малый бизнес – это прежде всего оказание услуг и производство различных видов продукции. Уровень современных технологий, когда 15–20 человек могут выпускать продукцию по объемам и качеству не уступающую, а зачастую и превосходящую то, что в прошлом веке делал завод, на котором трудилось больше сотни человек. Времена, когда малый бизнес специализировался исключительно на том, чтобы подешевле купить и подороже продать, ушли безвозвратно. Сейчас я вижу будущее малого бизнеса в развитии оказываемых услуг, производстве современной и качественной продукции, а также в научных разработках новых технологий.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ