Мы продолжаем публикацию исторических материалов о далеком прошлом Смоленского района, который в разные времена имел разные названия и территориальную подчиненность.

Есть в Смоленском районе усадьба Вонлярово, которая принадлежала очень известному роду дворян Вонлярлярских. Род их восходит к 1654 году. Далекие предки этих дворян были немецкими рыцарями, которые, перейдя на службу, оказались сначала на польских землях, а затем волею судьбы появились и в наших краях. В те времена эти территории почти беспрерывно переходили из одних рук в другие, и установить точно, когда это произошло, уже невозможно. Среди этих рыцарей был некий Якуб, от которого и пошел дворянский род.

Поместье два века назад

Пропустим столетие и перенесемся в XVIII век. В конце его имение принадлежит подпоручику Александру Васильевичу Вонлярлярскому, который также владеет имениями Рай и Ольша с деревнями. Вонлярово было самым крупным из всех, в нем в 20-е годы ХIХ века насчитывалось 800 душ мужского пола. Из деревень, помимо одноименного села, упоминаются село Зеньково с шестью деревнями.

Всего в усадьбе значилось 3 876 десятин земли, в том числе пахотной – 140 десятин, под сенокосными лугами – более 400. Много земли относилось к неудобьям, их занимали дороги, озера, болота.

Сеяли рожь, пшеницу, причем не только у помещика, но и на крестьянских полях. Отработав положенное время на барщине у хозяина, крепостные обрабатывали свои земли.

Помимо хлебопашества, доход крестьяне получали от извоза купеческих товаров из разных губерний «водяною коммуникациею в рижский порт». Свой хлеб и зерно отвозили в казенные магазины не только Смоленской, но и Витебской губерний, а также на винокуренные заводы. Продавали пеньку, сплавляли лес и дрова по Днепру в Могилев и другие города.

Наши Вонлярлярские

С ХIХ века вплоть до революции имение принадлежало Александру Васильевичу Вонлярлярскому, его сыну Александру Александровичу- старшему, внуку Александру Александровичу, правнучкам-сестрам Марии Вонлярлярской и Софье Игельстром.

Настоящий расцвет пережила усадьба при сыне Александре, который очень удачно женился, прекрасно ориентировался в многообещающих проектах, имел деловую хватку, умело извлекал выгоду из того, чем занимался. Он брал подряды на строительство шоссейных и железных дорог и очень преуспел в этом, быстро превратившись в известного чиновника.

«Смоленские губернские вести» в номере 44-м за 1851 год писали о нем: «За примерно-превосходное и совестное исполнение, взятое на себя по постройке Московско- Бобруйского шоссе, станционных, почтовых строений и прочего, произведен в статские советники с назначением состоять при l отделе Собственной Его Императорского Величества канцелярии по особым поручениям».

Александр Александрович был удостоен ордена Св. Владимира lV степени и стал очень состоятельным человеком. Он в три раза увеличил количество земель, принадлежавших его отцу, и в два раза – число крепостных крестьян. Он мог позволить себе жить, не считая денег. Мечта сделать Вонлярово усадьбой не хуже столичных заставила вкладывать в ее обустройство непомерные даже для такого состоятельного человека суммы.

Украшение усадьбы – церковь

По договору со знаменитым московским архитектором М.Д. Быковским примерно в эти годы в Вонлярово велось строительство церкви Святого Александра Невского, и в 1850-м или 1853 годах оно завершилось.

Это была, по мнению архитекторов, оригинальная постройка в «запоздалых формах классицизма». Величественное и изящное здание еще в 70-х годах прошлого века имело остатки настенной росписи алтаря, но произошедший пожар уничтожил и их.

Над оформлением церкви трудился и наш талантливый земляк – скульптор и художник М.О. Микешин, которого приметил Вонлярлярский, отправил его за свои деньги на обучение в Санкт- Петербург и доверил оформление алтаря. Как жаль, что от нашей истории остается так мало! Не ценим и не понимаем!

Необыкновенный ландшафт

Прекрасный парк окружал церковь, имелся яблоневый сад, две липовые аллеи. Исследователи отмечают, что насаждения были подобраны с большим вкусом, форма, цвет, рисунок листвы, чередование разных видов деревьев, полян и рощиц – всё имело значение и учитывалось при планировке парка.

Клумбы создавались как естественные цветники с большим числом полевых цветов, которые были необыкновенными по окраске и размеру – так запомнилась наследникам, например, усадьба Рай.

В Вонлярове же преобладал западный стиль – рядом с домом деревья росли в кадках. Помимо того, парк украшали клены, еще и сейчас растут ели, вязы, сосны, ивы. Радовало глаза и душу Вонлярово того времени: пейзажный парк составлял единое целое с господским домом и церковью, ландшафт изобиловал цветовыми и другими неожиданными эффектами, чудесный вид открывался с балкона второго этажа на ближнюю и дальнюю панораму парка.

Неизвестный художник. Портрет В.А. и А.А. Вонлярлярских. 1820-е годы. Холст, масло. Собрание Ю.Б. Шмарова

Закат усадьбы Вонлярово

На отделку усадьбы, разбивку великолепного сада с искусственными озерами, плотинами, возвышениями были затрачены огромные деньги, праздники отмечались с размахом – провизия привозилась даже из Москвы, в том числе живая рыба! А финансовые дела между тем шли всё хуже и хуже. Проценты по кредитам только росли, и после смерти Александра Александровича в 1861 году их пришлось выплачивать младшему Александру Александровичу, внуку Александра Васильевича.

Уже через шесть лет имение вместе с хозпостройками, водяной и ветряной мельницами, селом Зеньково, Сметанино, Купринским озером с постоялым двором, фруктовым садом, овощными огородами, скотом, птицей и главным господским домом – всё было выставлено на продажу и оценивалось в 28 тысяч рублей серебром.

Александр Александрович-младший пытался поправить положение с помощью новых кредитов, залогов, но это приносило лишь кратковременное облегчение. Имение неоднократно выставлялось на продажу.

В ХХ веке владелицами усадьбы стали сестры Мария Александровна и София Александровна. Замужество Софии принесло надежду на возрождение имения. Ее супругом стал отставной штаб-ротмистр, земский начальник IV участка Смоленского уезда Дмитрий Генрихович Игельстром.

Надеждам не суждено было осуществиться: в 1913 году он умер и был похоронен в Вонлярово. Но уже лет за десять до этого сестры стали продавать землю, чтобы рассчитаться с долгами. Продажа урочищ Веливка и Козино – 1 044 десятины земли, «не имеющих ценности и не приносящих доходу», позволила вдвое снизить долг Государственному дворянскому банку.

Мария Александровна активно помогала жителям, люди ее уважали и избрали почетной блюстительницей вонляровского двухклассного сельского училища министерства народного просвещения. Это было решение крестьян Катынской волости Смоленского уезда. Губернатор утвердил Марию Александровну в этой должности.

Крутые виражи истории

После Октябрьской революции для сестер настали плохие времена. Вонляровская усадьба была описана: одиннадцать шкафов с книгами, в том числе один – с иностранными, сундук с книгами, книги россыпью… И так далее… Судьба книг неизвестна.

В 1918 году отдел земледелия Западной коммуны передал Центральному независимому кооперативу имение Вонлярово с хутором Зеньково сроком на один год. Большая часть земли была передана коммунам и артелям, входившим в кооператив.

Сестры продолжали жить уже в совхозе Вонлярово, где им были предоставлены квартиры, а в 1925 году были выселены за пределы Смоленского уезда как «враждебно настроенные к советской власти».

В имении вскоре была создана биологическая станция, основателем которой стал ученый, профессор Смоленского университета В.В. Станчинский.

Газета «Рабочий путь» в 1927 году сообщала о том, что весной здесь будет заложен садовый питомник. В 1974 году церковь Святого Александра Невского в Вонлярово была признана объектом культурного наследия регионального значения.

Галина ШЕРЕМЕТЬЕВА

P.S. Напоминаем нашим читателям, что при написании этого материала мы с разрешения Н.В. Деверилиной использовали ее книгу «Я посетил тебя, пленительная сень…» о древних дворянских родах и усадьбах на территории нашей области и выражаем глубокую признательность автору.