Друцкие-Соколинские. Их роль в истории Смоленского района

В этом году Смоленский район отмечает 90-летие со дня своего официального образования. Неоднократно его границы изменялись и переносились, те или иные деревни переходили из одного района в другой. Но это было уже в веке ХХ. Между тем, история района писалась задолго до этих событий. И сколько же в этой истории сокрыто тайн и загадок, сколько талантливых людей трудились на нашей земле или защищали ее!

Изучая историю, мы как будто прорастаем корнями в события минувших лет, и далекое становится близким, входит в нашу душу и сердце. Так и должно быть, потому что без прошлого нет будущего!

Сведения для нынешней публикации мы почерпнули из книги советника-эксперта Департамента Смоленской области по культуре и туризму, заместителя председателя Смоленского областного краеведческого общества, заслуженного работника культуры Надежды Деверилиной «Я посетил тебя, пленительная сень…». Долгие годы автор по крупицам собирала исторические факты, связанные со смоленскими усадьбами и их владельцами, проверяла и перепроверяла их, чтобы в конечном итоге представить нам эту и другие прекрасные исторические книги. Мы благодарим Надежду Владимировну за эту возможность!

Упокой – родина старинного дворянского рода

Известный и древний дворянский род князей Друцких-Соколинских владел усадьбой Упокой с ХVIII века. Здесь выросли и стали служить Отечеству несколько поколений этой очень известной семьи. Помимо Упокоя – ныне деревни Пионерского сельского поселения в Смоленском районе, им принадлежали деревни Викторово, Логи, Максимовское, Мощиново в Краснинском уезде.

Упокой был любим детьми и взрослыми членами княжеской семьи. Главой ее в конце XIX века был Евгений Егорович Друцкой-Соколинский (1846–1918 г.г.). Добротный просторный деревянный дом на кирпичном фундаменте, принадлежавший семье, сегодня можно увидеть только на фотографии: деревянная лестница, ведущая на высокий первый этаж, большая терраса украшена редкими растениями и цветами в кадках, вынесенными из зимнего сада в доме, большие окна, на ступенях – юное поколение Друцких-Соколинских и Войденовых, внуков Евгения Егоровича.

Предводитель дворянства

Князь заслуживает того, чтобы рассказать о нем более подробно. Уже в 10 лет мальчик был отдан в Первый Московский кадетский корпус, в 1863 году зачислен юнкером в Михайловское артиллерийское училище, затем – в 3-ю сводную артиллерийскую бригаду, и через семь лет вышел в отставку в чине поручика.

Его гражданская деятельность была весьма активной. В 1870–1890 годы он становится губернским гласным в дворянском собрании. В 1873 году был избран предводителем дворянства в Краснинском уезде, что свидетельствует о высоком статусе в обществе. И еще одна должность – председатель съезда мировых судей – говорит о способностях разрешать разного рода споры и тяжбы. Известно также, что в последующие годы он «был членом губернского общества сельского хозяйства, земским начальником, членом экономического совета, занимался землеустроительными делами». Об этом пишет в своих трудах Н.В. Деверилина.

Он отличался нетерпимостью к бесхозяйственности, известной смелостью в выражении своего мнения, благотворительностью. Когда земское уездное собрание приняло решение о приобретении пожарных труб для деревень Зверовичи, Мерлино, Досугово и Большая Добрая, князь за свой счет организовал в Упокое пожарную команду, приняв на себя обязательство выезжать на пожары на собственных лошадях со своей прислугой и произвести закупки необходимого для этого «приснащения». Две трубы были выделены в деревню Упокой и сельцо Светлое в порядке исключения.

Для молочной и сыроварни

Хозяйство в Упокое (на своих 726 десятинах земли) вел сам Евгений Егорович по всем правилам, с использованием передовых технологий. Реальностью был тринадцатипольный севооборот! Применялись органические удобрения и фосфориты, велась мелиорация земель. Животные лучших пород составляли его стадо из 180 голов: быки альгаусской породы, овцы – оксфордширдауны, норвежские кони-производители, свиньи – помесь местных пород с йоркширами и линкольнами. Масло и сметана отправлялись в Смоленск для собственной молочной. Молоко поставлялось для производства сыра в свою сыроварню.

Интересно еще одно направление деятельности старшего представителя князей Друцких-Соколинских: он был церковным старостой в деревне Максимовское в течение пятидесяти лет!

Согласитесь, что герой наш – человек разносторонних дарований, хорошо образованный и благородный.

Вотум недоверия

«Свой дом в усадьбе Крестовское он предоставил под устройство земской больницы, за что удостоился признательности Краснинского уездного собрания», – пишет в своей книге Н.В. Деверилина.

В 1875 году, выступая в земском собрании, Евгений Егорович предложил выразить неодобрение земской управе: не следят за чистотой в больнице, продукты покупают по завышенным ценам… Как свидетельствуют архивные данные, всего двое поддержали князя, а в следующем году Евгения Егоровича уволили большинством голосов! Так и напрашивается аналогия с нашим временем. Похоже, за сто с лишним лет люди мало изменились…

Обрел последний покой

По переписи 1917 года, в Упокое проживали: статский советник 74-летний Евгений Егорович, его сын Александр 36 лет, бывший гласным Краснинской земской управы, снохи главы семейства и семеро мальчиков-внуков от года до 11 лет. А также повар с женой, две горничные, бонна и няня. В имении было 55 работников и членов их семей. По-прежнему велось крепкое хозяйство с посевами трав, озимых, имелись лошади и коровы.

Но уже в 1918 году в Краснинском уезде было организовано девять национализированных имений, в том числе в Упокое. В хозяйстве содержалось 90 голов крупного рогатого скота, племенного в том числе, молоко поставлялось на сыроваренные заводы.

Евгений Егорович скончался 5 февраля 1918 года от воспаления легких и был похоронен в Смоленске на улице Малой Казанской, ныне ул. Бакунина.

Представители рода князей Друцких-Соколинских задолго до этих событий расселились по многим уездам нашей Смоленской губернии. Например, имение Максимовское до 1776 года относилось к Смоленскому уезду, а с учреждением Екатериной Второй города Красного в указанном году перешло в его подчинение. Представители рода получили Максимовское высочайшим повелением вместе с другими деревнями еще в 1691 году.

Галина ШЕРЕМЕТЬЕВА