Ежегодно восьмого февраля отечественное научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник – День российской науки. Он был учрежден в 1999 году в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук.
Сегодня мы беседуем с доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой общей психологии Смоленского государственного университета В.В. Селивановым. В 1992 году он организовал первый в нашей области факультет психологии в Смоленском гуманитарном университете.
– Владимир Владимирович, расскажите, как Вы пришли в науку?
– Еще в школе моим любимым предметом была биология. Психологии тогда в школе не было, как и психологов. Я любил учиться, мне это удавалось. Помимо биологии, интересовался химией – участвовал в олимпиадах, завоевывал призовые места. Уже тогда понял, что ученые вносят большой вклад в развитие общества. В старших классах узнал о науке психологии. В Смоленске на тот момент не велась подготовка психологов, я уехал учиться в Москву. Уже на втором курсе за научную работу получил золотую медаль академии педагогических наук. В аспирантуру пошел в институт психологии РАН.
Среди тех, кто преподавал в МГПУ, были академик РАО, доктор педагогических наук В.А. Сластенин; мой научный руководитель по кандидатской и докторской А.В. Брушлинский, также академик РАО и доктор психологических наук; а также другие известные специалисты в этой области – В.П. Зинченко, О.К. Тихомиров, В.Ф. Петренко.
– С какими трудностями столкнулись Вы, в то время – молодой ученый?
– Главная трудность была в том, что психология – самая абстрактная наука. По многим параметрам даже более абстрактная, чем математика. Психика – сложный предмет для изучения. Существует множество подходов, течений – в том числе, религиозных, идеалистических, неопозитивистских, материалистических и так далее; в каждом – свои терапевтические техники, практики, своя «философия». Изучить, совместить хочется все. Трудности были именно в том, что приходилось много работать, много заниматься.
– В практической работе Вы придерживаетесь конкретного направления?
– Как практикующему психологу мне близки несколько направлений. Когнитивная психотерапия основана на предположении, что причины проблем человека кроются в ошибках мышления. Бихевиористическая предполагает, что психологические проблемы возникают из-за неверных форм поведения. Мною разработана субъектная психотерапия на основе парадигмы А.В. Брушлинского.
В последнее время большой интерес вызывают методы виртуальной реальности. В рамках этого подхода создаются эффективные технологии. Впервые шлемы виртуальной реальности я увидел еще в Монреале в 1996 году на международном конгрессе. Первые шлемы, конечно, были не совершенны, но американские ученые уже показывали нам некоторые программы. Было видно, что это новое слово в науке – синтез программирования и психологии.
– Как конкретно методы виртуальной реальности используются на практике?
– Прежде всего, что такое виртуальная реальность (ВР)? В широком смысле это и работа в Интернете, и особый мир игр, вымышленной реальности. Мы занимаемся виртуальной реальностью в традиционном программистском стиле. Самое важное – это то, что не происходит формирования измененных состояний сознания во время работы с виртуальной реальностью. Конечно, при условии непродолжительного использования методов ВР. Поэтому ВР можно использовать в обучении. Мы пишем образовательный контент на сложные темы (синтез белка, наследование генов, программы по геометрии). В рамках психологии разработали программы для борьбы с фобиями – боязнью темноты, высоты и замкнутых пространств. Они длятся около десяти минут.
– Есть ли опасность ВР?
– Хотя я уже сказал, что измененных состояний сознания не формируется, по опросам выделены и отрицательные аспекты ВР. Например, когда человек начинает путать себя, свои способности с аватаром (его графическим представлением). К сожалению, исследований на эту тему мало. Отрицательные последствия вызывает именно длительность пребывания в виртуальной реальности. Это больше относится к играм.
Дидактические виртуальные программы не оказывают существенного влияния на психику. Они способствуют увеличению познавательной мотивации. Проще говоря, детям нравится такие уроки, потому что ребёнок сам изучает сложные процессы как допустим, ученый, исследователь. В результате увеличивается объем кратковременной, оперативной памяти, точность восприятия, улучшаются процессы мышления, повышается креативность. Так что, применение ВР в образовании возможно и даже нужно, но оно должно быть под контролем, в том числе – со стороны школьного психолога.
– Расскажите о факультете психологии в СмолГУ. Что ждет его студентов, выпускников и тех, кто только хочет присоединиться к сообществу?
– К сожалению, в последние несколько лет есть трудности с набором. Причина проста – бюджетных мест нет, стоимость обучения повышается. Несмотря на это, интерес к психологии возрастает.
Изучение психики – перспективное дело. Трудно найти сферу, где не нужны эти знания. Здесь имеется в виду и повышение производительности труда, и профориентация, и бизнес-консультирование. Поле деятельности для психологов огромное, оно включает и разного рода консультирование, и проведение тренингов, и ведение групп.
– Что бы Вы пожелали тем, кто хочет пойти в науку, в психологию?
– Здоровья, самоорганизованности, целеустремленности и четкости целей. Поступайте в ВУЗы, в том числе и в наш университет. У нас есть все ступени обучения психологии – бакалавриат, магистратура, аспирантура. И я уверен, что все у вас получится!
Ника Крылова.
Фото автора.