Актуальное интервью накануне профессионального праздника педагогов

Пожалуй, во всем многообразии нашей жизни есть две темы, неизменно вызывающие самое пристальное внимание у граждан – здравоохранение и образование детей. Неудивительно, что и органы власти уделяют много сил и средств для нормального функционирования этих важных составляющих жизнедеятельности общества.
О том, как встретила новый учебный год система образования в нашем округе, каких успехов добились ученики и их учителя, а также о том, как решается кадровая проблема в школах, нам рассказала начальник управления по образованию Администрации Смоленского муниципального округа Ольга Михайловна Иванова.
НА ПУТИ В БУДУЩЕЕ
– На сегодняшний день система образования Смоленского округа представлена 22 общеобразовательными организациями, 15 дошкольными организациями и 1 учреждением дополнительного образования «Дом школьников Смоленского округа».
По состоянию на 1 сентября у нас учатся 4963 школьника, из них в первый класс пришли 502 ученика. Не может не радовать, что в некоторых школах количество первоклассников увеличилось по сравнению с прошлым годом. В 9-х классах сейчас 446 учеников, в 11-х – 145.
Ребята серьезно готовятся к сдаче государственных экзаменов, что неизменно сказывается на результатах. Так, по итогам 2024/2025 учебного года 9 наших выпускников получили медали «За особые успехи в учении» I степени и 11 выпускников награждены медалями «За особые успехи в учении» II степени.
Также мы уделяем значительное внимание системе дополнительного образования, увеличивая количество кружков, творческих объединений, физкультурных секций. Флагманом является «Дом школьников Смоленского округа». В объединениях различной направленности здесь занимаются 840 детей и подростков.
В целом же на базе учебных заведений развивается дополнительное образование по таким направлениям, как физкультурно-спортивное, техническое, естественно-научное и художественно-эстетическое.
В дошкольных учреждениях округа воспитывается 1514 юных смолян.
ЖДЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
– Ольга Михайловна, не секрет, что один из больных вопросов системы образования – кадровый. Как с этим обстоят дела в нашем округе?
– В образовательных организациях округа работают профессиональные коллективы педагогических работников: в школах – 438 человек (общее число работников с учетом младшего обслуживающего персонала составляет 714 человек); в детских садах общее число работников – 165 человек.
Для решения вопроса кадрового дефицита к педагогической работе активно привлекаются студенты педагогических вузов. Во всех образовательных учреждениях за молодыми специалистами закреплены наставники.
Кроме того, активно развивается целевое обучение будущих педагогов. В 2025 году Администрация муниципального образования заключила 5 договоров о целевом обучении со студентами по педагогическим специальностям: «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)/География, Биология», «Педагогическое образование/ Иностранный язык», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)/ Математика, Информатика» и «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)/ Биология, Химия». Со СмолГУ было заключено 4 договора с абитуриентами о целевом обучении в электронном виде (через портал «Работа России») по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование/Психология и социальная педагогика», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)/Английский, Французский», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)/Биология, Химия», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)/ Русский язык, Литература».
Кроме того, был заключен 1 договор о целевом обучении в электронном виде по направлению подготовки «Педагогические образование/ Математика» с Пензенским государственным университетом.
Таким образом, на сентябрь 2025 года по направлению высшего профессионального образования заключено 10 договоров: 8 по СмолГУ и 2 в иных ВУЗах.
По программам среднего профессионального образования заключено 7 целевых договоров: 6 со Смоленским педагогическим колледжем по направлениям подготовки «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование» и один со Смоленской академией профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура». Так что мы ждем притока новых профессиональных специалистов в наши школы и детские сады.
УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ С КОМФОРТОМ
– Какие улучшения произошли в материально-технической базе образовательных учреждений?
– Ежегодно, помимо текущего ремонта, мы проводим и более масштабные работы, в целом способствующие тому, чтобы юным смолянам, их воспитателям и учителям было комфортно и безопасно находиться в школах и детских садах. И здесь надо выразить огромную благодарность главе Смоленского муниципального округа Ольге Николаевне Павлюченковой за внимание к нуждам наших учреждений и постоянную материальную поддержку.
Некоторые проблемы также удается решить с привлечением федеральных и областных средств. В частности, в этом году в детском саду «Клеверок» установили ограждение, привели в порядок кровлю здания, а также отремонтированы полы в двух группах. В детском саду «Золотая рыбка» ремонтные работы коснулись коридоров и лестничных маршей, было уделено внимание укреплению конструкций. Санитарно-технические работы проведены в группе детского сада «Колосок».
Также большой массив по ремонту и благоустройству территории был проведен в школах. В Гнездовской средней школе сделан ремонт полов в спортивном зале, обустроена спортивная площадка. В Кощинской средней школе провели ремонт отмостки, крылец и цоколя, также были асфальтированы дорожки. В Талашкинской средней школе отремонтированы полы в столовой и в коридорах, проведен ремонт санузлов и замена оконных блоков. Поменяли оконные блоки также в Хохловской средней школе, где помимо этого был сделан ремонт мастерской и библиотеки, отремонтировано крыльцо и обустроена спортивная площадка. Заменены окна и в Богородицкой средней школе. А в Дивасовской средней школе упор был сделан на ремонт кровли в школе и в столовой. Для Печерской средней школы приобретена новая ученическая мебель, также здесь проведен ремонт крылец. Ремонт цоколя и отмостки сделан в Сметанинской средней школе. В Стабенской средней школе заменены напольные покрытия. Фасад столовой привели в порядок в Волоковской основной школе. В Моготовской основной школе прошли масштабные работы по ремонту кровли, а также потолков второго этажа и спортзала.
Конечно, проблемы еще остаются, а значит, и дальше мы будем уделять серьезное внимание улучшению материально-технической базы наших образовательных учреждений.
ПО ЕДИНЫМ СТАНДАРТАМ
– А какие новшества ждут учителей и учеников в содержании школьных программ?
– Главной заботой государственной политики было и остается качество образования, в перспективе оказывающее влияние на конкурентоспособность всей страны на мировой арене. Так, одним из главных векторов развития современного образования в России министр просвещения Сергей Кравцов назвал формирование единого образовательного пространства, которое включает в себя целый комплекс компонентов:
– единые стандарты;
– единые образовательные программы;
– единые учебники;
– единые подходы к подготовке учителей.
Законодательно закреплены множество норм, которые будут едиными для всех школ России. В частности, изменения коснулись федеральных образовательных программ, планирования учебного процесса, учебной нагрузки, продолжительности и общего объема контрольных работ и ВПР, критериев оценивания успешности освоения образовательных программ учащимися.
По каждому предмету выделен список элементов содержания, которые будут проверяться на ОГЭ и ЕГЭ.
С 1 сентября 2025 года изменился подход к изучению истории в школе. В 5-7-х классах время, отведенное на изучение предмета, увеличилось до трех часов в неделю, что позволит расширить программу за счет включения курса «История нашего края». В 8-х классах обновленная программа начнет действовать с 2026 года. Преподавание истории в 5, 6 и 7-х классах будет осуществляться по новой линейке единых учебников.
Предмет обществознание в новом учебном году останется только в 8-9-х классах, а с 1 сентября 2026 года – только в 9-м классе.
Школы получили государственные учебники по истории для 5–9-х классов, учебники по обществознанию для 9-го класса. Обучение по ним уже началось с 1 сентября.
Одной из приоритетных задач политики государства является повышение качества преподавания русского языка на всех уровнях образования, а также поддержка русского языка и языков народов России. Важной мерой, направленной на укрепление статуса русского языка как государственного, стали изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившие в силу с 1 апреля 2025 года, касающиеся обязательного тестирования на знание русского языка детей мигрантов при приеме на обучение в российские школы. С этой целью в муниципалитете был организован пункт тестирования детей иностранных граждан на базе Печерской средней школы.
Также утвержден комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года.
Понятно, что для обеспечения высокого качества образования необходимо создать в образовательных организациях современные условия и обеспечить обучающихся средствами обучения. И тут государство оказывает образовательным учреждениям огромную финансовую поддержку. Так, за счет мероприятий национального проекта «Молодежь и дети» в нынешнем году осуществляется оснащение кабинетов по учебным предметам ОБЗР и Труд (технология), а в 2026 году будет осуществлено оснащение кабинетов ИЗО, музыки и физики.
– Спасибо за обстоятельный разговор, Ольга Михайловна! Удачи Вашему управлению и всем образовательным учреждениям в нелегкой, но очень важной работе! И с наступающим профессиональным праздником!
Ольга КОЛЫШКИНА