Мы уже рассказывали вам, уважаемые читатели, о прошедшем региональном этапе Всероссийского фестиваля музейных экспозиций образовательных организаций «Без срока давности».

Базыкин А.К. Фото 1940 года.

Музей Моготовской основной школы получил Диплом I степени, став победителем в тематическом направлении «Деятельность поисковых отрядов и общественных организаций/движений в мероприятиях по сохранению памяти о жертвах военных преступлений нацистов и их пособников среди мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.».

Авторами работы по теме «Они сражались за Родину: из истории Герчиковского подполья» являются Сергей Игоревич Ситников, директор школы, и Майя Владимировна Соскова, заместитель директора, руководитель музея. Вот что они нам рассказали…

…Долгое время о деятельности подпольной группы в деревнях Герчиковского сельского совета не было упоминаний, конкретных сведений и объективно достоверного материала. Было известно, что летом 1942 года немцы арестовали здесь около 70 человек. Все они были расстреляны. На здании усадебного дома в деревне Герчики висела мемориальная табличка, которая напоминала о действовавшей здесь во время войны подпольной организации. Но потом табличка была снята со стены во время ремонта и реконструкции здания.

Историей подпольщиков интересовался в 60-е годы известный краевед Леонид Васильевич Котов. Он собрал обширный материал о подполье и партизанском движении, но, к сожалению, сейчас к этим материалам нет свободного доступа.

В 80-е годы вновь возник интерес к Герчиковскому подполью, информацию о подпольщиках собирали ребята и учителя из Печерской школы. Тогда их стараниями была сделана экспозиция в школьном музее, они добились открытия мемориального знака на стене усадебного дома.

Между тем, исследование истории Герчиковского подполья по-прежнему остается очень актуальным, так как до сих пор во многих семьях не знают судьбу своих родных, чей след теряется в 1942 году на территории, расположенной на границе Смоленского, Монастырщинского, Починковского муниципальных округов, где действовала подпольная группа.

В семьях не знают, кем были их отцы и деды – патриоты Родины или ее враги, родные и близкие их не считаются семьями погибших.

В 2023 году историей подпольной организации в деревне Герчики заинтересовался Валерий Павлович Андронов. Работая в архивах, музеях, собирая информацию по крупицам, он сумел восстановить исторические события, привлечь внимание общественных организаций к теме подполья. Тогда же он обратился к учителям и ученикам нашей школы. Он рассказал, что ищет старожилов деревни Герчики, пытается найти хоть какие-нибудь сведения о действовавшей в этих местах во время Великой Отечественной войны подпольной организации.

Инициативная группа учителей и ребят охотно взялись помогать Валерию Павловичу. В частности, была найдена памятная табличка, которая до реконструкции висела на стене усадебного дома в Герчиках, было организовано несколько встреч с жителями деревни Герчики. В ноябре 2024 года в рамках Рождественских чтений, посвященных 80-летию Победы, прошел Круглый стол «Имена на обелиске: никто не забыт…», на который были приглашены В.П. Андронов и представители школ Смоленского района. 9 декабря одна из страниц традиционного Устного журнала ко Дню героев Отечества была посвящена истории Герчиковского подполья. В январе 2025 года представитель школы был включен в состав оргкомитета регионального партийного проекта «Защитникам Отечества посвящается».

Моготовская школа планирует поездки по школам района с информацией о подпольщиках, активно включается в работу по увековечиванию их памяти. В виртуальной музейной экспозиции представлены собранные материалы по истории подполья: фотографии подпольщиков и их уточненный список, архивные документы, статьи в газетах разных лет.

Логутенкова Любовь Акакиевна, член Герчиковской подпольной группы.

СУДИТЬ ПО ДЕЛАМ

Что же удалось узнать о деятельности подпольщиков? Подпольную организацию возглавил Александр Константинович Базыкин, учитель, директор школы. В материалах КГБ по Смоленской области значится, что Базыкин в период немецко-фашистской оккупации до лета 1942 года служил у противника в должности старшины Герчиковской волости, оказывал помощь лицам еврейской национальности в приобретении документов на русские фамилии, а также снабжал продуктами питания и необходимыми документами, помогал скрываться от преследований оккупантов другим лицам.

В начале войны Базыкин назначается уполномоченным по эвакуации ценностей людей, скота, сельхозтехники. Скот и техника были эвакуированы, но быстрота наступления фашистов не позволила эвакуировать население. Остался и он. Сразу после оккупации фашисты стали выискивать коммунистов, комсомольцев, евреев и активистов Советской власти.

Александр Константинович принимает решение, что умереть всегда успеет, но и умирать надо с пользой для Родины. Ему удалось доказать фашистам, что он лоялен по отношению к ним, что он не коммунист, что он сын священника, отец его репрессирован, ему поверили. Так он стал волостным старшиной.

А.К. Базыкин был человек дела. Он всегда говорил: «Нас будут судить не по нашим словам, а по делам, которые мы совершили». В частности, он добился от немцев разрешения формировать полицию из лиц, которых сам считал нужным. Старостами деревень назначал людей из местного населения и окруженцев. Он старался, и небезуспешно, как можно больше оставлять на своей территории лиц, не вышедших из окружения. Все гражданское население, которое было изгнано из города, беженцы из разбомбленных фашистами эвакопоездов были размещены среди местного населения и также получали продовольствие в виде зерна. Он оказывал приют еврейскому населению и давал документы и пропуска. Пропуска также давались и лицам из подпольной группы в целях передвижения и связи с другими патриотическими группами. Базыкин и сам был лично связан с несколькими патриотическими группами, например, Крестовской, Копанской и другими. Весь хлеб (семена), который оставался от прожиточного минимума населения, Александр Константинович давал указание незамедлительно «заховать» в землю, то есть посеять. Из земли фашист его не достанет, а Красная армия получит хлеб.

Осенью 1941 года немцы приказали всем окруженцам регистрироваться в волости в особый список. Базыкин выдал паспорта всем окруженцам, проживающим в деревне Андрейково. Это было рискованное дело, нарушение немецкого приказа. Вообще, ни один окруженец при Базыкине не был выдан немцам. На оккупированной территории до лета 1942 года работала Герчиковская больница, в которой лечились раненые солдаты, беженцы, местные жители. Врача больницы Зинаиду Александровну Александрову арестовали вместе с Базыкиным и в сентябре расстреляли. Подпольные группы были и по другим деревням Герчиковской волости. Был у них радиоприемник, подпольщики слушали сводки Совинформбюро, распространяли листовки среди местного населения.

Однако подпольная группа была выдана немцам. Следствие по делу вел прибывший из Смоленска следователь гестапо Г. Хруцкий. Подпольщиков пытали, а потом было расстреляно около 70 человек.

Сегодня перед нами стоит задача узнать максимально о каждом участнике подполья, отдать своим героическим землякам долг памяти. И виртуальная музейная экспозиция краеведческого музея Моготовской основной школы – вклад в дело сохранения исторической справедливости.

Подготовила Ольга КОЛЫШКИНА

Данный материал опубликован в рамках социально значимого проекта «И, как они, учись служить Отчизне».