Таможенный терминал «Никольский» в нашем районе – это ворота для ввоза грузов из стран Западной Европы на территорию Смоленской области и дальше на восток, в том числе в столичный регион. И если в начале двухтысячных подобные терминалы были расположены в основном вокруг Москвы, то в 2008–2010 годах Федеральная таможенная служба приняла концепцию переноса мест оформления из больших городов ближе к государственным границам.
С тех пор Смоленская таможня стремительно выросла, сохраняет хорошие динамические показатели и является крупнейшей в Центральном таможенном управлении. Мы беседуем с первым заместителем генерального директора таможенного терминала «Никольский» Дмитрием Груздевым (младшим).
– Дмитрий, расскажите, как строится процесс таможенного оформления и какие проблемы при этом могут возникнуть?
– Машина, предположим, отправленная из стран Евросоюза, пересекает границу через один из международных автомобильных пунктов пропуска, там таможенный орган открывает процедуру электронного транзита. Далее транспортное средство следует в таможню назначения. По прибытии в место оформления автопоезд с находящимися в нем товарными партиями размещается в зоне таможенного контроля.
Потом включается в процесс таможенный орган фактического контроля, который должен провести закрытие открытого ранее электронного транзита и сообщить в международный автомобильный пункт пропуска, что транспортное средство прибыло и находится в ЗТК. Теперь включаются специалисты терминала, на данном этапе это специалисты по таможенным операциям. Они должны подготовить грузовую таможенную декларацию, присвоить верные коды ТН ВЭД на каждый товар, правильно рассчитать таможенные платежи. Готовая декларация в электронном виде поступает в Центр электронного декларирования, удаленный от всех терминалов в равной степени и находящийся на площадях, принадлежащих Федеральной таможенной службе. И снова в работу включаются должностные лица таможенного органа, они проверяют соответствие сведений, заявленных в таможенной декларации, сопоставляя с товарно-сопроводительными документами. В случае, если не выявляется необходимость в мерах дополнительного документального или фактического контроля, инспектор списывает все таможенные платежи и статус декларации меняется на «выпуск разрешен». Товар считается выпущенным в свободное обращение. После этого улаживаются последние документальные формальности, и машина имеет полное право следовать в конечный пункт назначения – например, в Москву. Бывает, что в процессе оформления декларации в Центре электронного декларирования срабатывает система управления рисками, она указывает на необходимость проведения дополнительного контроля. В таком варианте на Заднепровский т/п высылается поручение на досмотр, а транспортное средство на основании этого поручения перемещается в специально отведенное для этого складское помещение, где выделена зона для проведения таможенного досмотра. Иногда в процессе проведения досмотровых операций должностными лицами выявляются мелкие несоответствия по количеству заявленного товара, небольшие пересортицы и расхождения в весе. Все это отражается в акте досмотра, и, если выявленные несоответствия окажут влияние на размер таможенных пошлин, будет назначен штраф. Стоит отметить, что при определении его размера учитывается и то, как часто участник внешнеэкономической деятельности нарушает правила. В КоАП на этот счет предусмотрены коэффициенты – от 50% (минимальный) до 200% (максимальный) от суммы ущерба. А вот если эта сумма превысит два миллиона рублей – это уже уголовное дело. От этого никто не застрахован, потому что в Европе нет таможни такой, как у нас. Европейские поставщики не всегда понимают, что ничего сверх заявленного в машине быть не должно.
– Что ввозится на территорию страны через Никольский таможенный терминал?
– Товары народного потребления, промышленные товары, в том числе оборудование и сырье для заводов транснациональных компаний, которые уже давно и успешно ведут свой бизнес на территории РФ. Сейчас по ряду причин производство многих категорий товаров как никогда выгодно именно здесь. Конечно же, каждому такому производству постоянно требуются и запасные части. Отдельная и особенно любимая категория – фэшн, то есть одежда и аксессуары, которые исторически изготавливают в основном в азиатских странах. Уже в готовом виде они следуют в Россию. Сотня тысяч единиц таких изделий может прибыть всего лишь в одномгрузовике, и каждая такая единица, естественно, должна быть продекларирована. Так что бывает одна таможенная декларация и до 500 страниц, если, конечно, распечатать на бумаге! Сегодня в бумажном виде уже ни одна декларация не подается, лет семь назад еще было, но постепенно все перешло в электронный формат.
– Соответствует ли законодательство Евразийского экономического союза нашему российскому?
– В Таможенный союз сегодня входят 5 стран: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия, – соответственно, для этих стран таможенный кодекс является единым. А вот кодекс, например, европейских стран в чем-то совпадает, а в чем-то отличается кардинально.
– Сколько времени занимает «растаможка»?
– Один час на регистрацию декларации и четыре часа на выпуск. Видеале. Если появляются какие-то уточнения, то таможенный орган обязан уложиться в два дня. Фактически на сегодня в течение одного рабочего дня до 70–80 процентов зарегистрированных деклараций выпускается. – Наверное, по проселочным дорогам, минуя таможенный пост, сейчас гораздо меньше ввозится товаров? – В наши дни подавляющее большинство иностранных товаров в Россию ввозится «в белую», в этом вопросе Федеральная налоговая служба занимает жесткую государственную позицию. Благодаря регулярному внедрению инновационных электронных систем теперь никакого труда не составляет отследить, где, когда, кем и с уплатой каких пошлин и налогов был ввезен тот или иной товар. Поэтому сегодня для бизнеса, и в частности для участников внешнеэкономической деятельности, единственный правильный и долгосрочный подход – это быть максимально прозрачными и честными. К слову, в нашей группе компаний любой отличный от такого подход неприемлем, и нашими клиентами становятся только те, кто такой концепции придерживается.
– Скажите, а какие значимые изменения произошли в таможенных органах в последние годы?
– Сейчас эпоха больших перемен. К примеру, в рамках концепции на централизацию и укрупнение таможни реформируются уже в буквальном смысле в целые таможенные округа. В частности, в будущем году должен полноценно заработать в Москве большой Центр электронного декларирования (сейчас работает в тестовом режиме), который будет обеспечивать выпуск товарных партий, находящихся на всех терминалах в Центральном федеральном округе. Исключив физический контакт между таможенными инспекторами и представителями бизнеса, Федеральная таможенная служба планирует свести к минимуму и даже исключить любые коррупционные риски. Это, пожалуй, одно из самых значимых и важных изменений.
– По-моему, это очень трудная работа…
– Любая работа трудная, особенно если ее выполнять качественно. Для нас это образ жизни. Многие люди работают здесь далеко не один год. Мы не останавливаемся ни на час: даже 1 января таможенный терминал работает.
– Расскажите еще немного подробнее о вашей группе компаний…
– На сегодняшний день у нас работают около 100 человек, каждый год «прирастаем» в объеме проводимых работ и, как следствие, принимаем дополнительно людей. Впервые заработал внутренний учебный центр, потому что достаточно тяжело интегрировать готовых специалистов в наш операционный процесс. Обучаем молодых перспективных ребят, на данный момент – семь человек. Нам интересно, чтобы люди росли в своем профессионализме, чтобы у них хватало сил и знаний для больших карьерных взлетов. Есть много должностей, где очень важно принимать решения, уметь брать на себя ответственность, и мы очень поддерживаем тех, кто не боится этого делать. Такие сотрудники получают и соответствующие вознаграждения. Сейчас Никольский терминал занимает площадь около шести с половиной гектаров, и останавливаться на этом мы не намерены. На этой территории можно разместить 250–280 автомобилей.
– А как все начиналось?
– Мой отец Дмитрий Груздев (старший) начал заниматься внешнеэкономическим бизнесом еще в 1992 году. Мы – второе поколение – очень благодарны ему за то, что он привил нам настоящую любовь к своему делу и до сих пор передает свой уникальный опыт, который помогает нам правильно развивать наш бизнес. Хотел бы, чтобы и третье поколение продолжило это интересное и, безусловно, ответственное дело.
– Здорово! А немного о своем личном пути расскажете?
– Начинал в сторонних логистических компаниях, доставлял бумаги для разных внутренних служб, в бухгалтерии помогал, потом уже на терминалах в досмотрах начал участие принимать. Мне этот опыт и знания, полученные «на земле», и сегодня очень помогают управлять множеством процессов и давать объективную оценку происходящему. Например, на каких этапах все отрабатывается правильно, а на каких необходима оперативная коррекция для устранения «слабых звеньев». Это все очень утрированно, конечно.
– Вы заинтересованы, чтобы люди имели все необходимое, иначе говоря, ощущаете ли свою социальную ответственность?
– Безусловно, мы более чем в полной мере ощущаем свою социальную ответственность и заботимся о том, чтобы наши сотрудники, как минимум, были уверены в своем завтрашнем дне и могли с такой же уверенностью смотреть в будущее. Наша социальная ответственность не заканчивается только на сотрудниках… Но это афишировать у нас не принято, ведь добрые дела любят тишину.
Галина ШЕРЕМЕТЬЕВА